Not In My Backyard ?
fe_dot — 03.08.2010 Какое то время назад я работал в команде консорциума, который участвовал в конкурсе на строительство платной дороги М-10, дублера Ленинградки. Тогда наша заявка не выиграла, тендер получила команда французского инфраструктурного гиганта Vinci.Сразу скажу, что проект дороги спускается из министерства, и менять его концессионер не может, и поэтому никакой особой (т.е. непубличной) информацией по траектории дороги я не располагаю. Я занимался в основном вопросами прогнозирования трафика и эксплуатации. Ниже приведены мои субъективные размышления по этому вопросу.
Концессии платных дорог - это одна из форм частно-государственного партнерства (ЧГП), то есть чтобы уменьшить нагрузку на бюджет, а так же обеспечить качество, привлекается частный парнер, который выступает в роли инвестора, собственника и оператора. В случае с дублером Ленинградки срок концессии был установлен на 30 лет. При этом на выход из красной зоны может потребоваться до 20 лет!
Договор с концессионером включает ряд сдержек и противовесов: в течение срока владением дорогой стоимость капитального ремонтного ремонта и операционных издержек ведется за частный счет, зато концессионер имеет возможность собирать плату за проезд, но размер тарифа, его индексация ограничиваются договором. Так как концессионер владеет дорогой, то также может получать доходы от использования придорожных территорий в собственности.
Партнером концессионера со стороны государства выступает госкорпорация РосАвтоДор (до ее формирования за координацию отвечал МинТранс) и поэтому за проект дороги отвечает федеральное агентство. Более того, в концессионном соглашении должны предусматриваться конкретные сроки подготовки земель и передачи их концессионеру — это обязанность федеральных властей. (поэтому погромы химкинской администрации, при прочих равных, не по адресу).
Теперь по поводу траектории дороги. То что кто-то когда-то распродал резервные земли у Ленинградки - это свершившийся факт, и это никак не отменяет необходимость строить дорогу. Более того, согласно концессионому договору, после введения в эксплуатацию платной дороги, расширять "старую ленинградку" будет нельзя, так как это уменьшит трафик по платной дороге.
(источник: http://kp.ru)
Развлечение для досуга: откройте Яндекс Карты и попробуйте проложить иной маршрут для это дороги.
(источник: maps.yandex.ru)
Пара любительских рисунков альтернативнго прохождения дороги, найденных в интернете, предлагают повести ее вдоль Химок, а дальше по существующим участкам параллельно Ленинградке. Очевидно, что выкуп существующих построек сделал бы проект нереализуемо дорогим (или очень долгим). Более того, для инфраструктуры платной дороги требуется место, например, для площади сбора оплаты, а это большое расширение. Нам достаточно хайвеев под окнами, чтобы понять, что вести такую дорогу вдоль кромки Химок как минимум безответственно, поэтому, на мой взгляд, траектория дороги рациональная.
Проектировщики поступили даже излишне щадяще: они деликатно обошли стороной варварские поселки типо Вашутино.
(источник: maps.yandex.ru)
На снимках отчетливо видно, что эти деревни росли и продолжают расти, вгрызаясь дальше в лес. Слышал ли кто-нибудь призывы их снести и засадить назад деревьями? — я нет.
(источник: maps.yandex.ru)
Что касается заявленного скоростного разрешения в 150км/час, то на этом отрезке трассы оно а) не предусматривалось б) не получится: как минимум из-за пунктов оплаты.
Что меня смущает в проектировке — так это неудовлетворительная координация с городскими планами. Бусиновкая развязка - пока что это бутылочное горлышко, где 10 полос сначала сужаются до 6, а потом до 2!
(источник: maps.yandex.ru)
Москва и Федеральный центр воспринимают действия друг друга как экзогенные параметры. Поэтому не факт, что платная дорога, расширение моста, и подведение рокады совпадут во времени. Для концессионера это чудовищный риск.
(источник: М.Блинкин @ Forbes.ru)
В сухом остатке - я считаю проект траектории дороги наименьшим из зол. К сожалению, надо рубить лес и строить дорогу.
Что касается разговоров о частных интересах и коррупции, то тут у меня попросту нет данных.
Я знаю лишь одно — ЧГП хорошо тем, что в нем два партнера. Концессионер не подсоединит к дороге застройку на прилегающих территориях, если от этого пострадают показатели по трафику. А следовательно разгуляться как на МКАДе тут не выйдет, — не рационально.
И вот если бы не травля футбольными хулиганами, и отсутствие публичных документов на вырубку, то я бы вряд ли симпатизировал химкинским активистам.
P.s. Из того, что я видел в жж-ленте, пока самый интересный анализ провел akteon в заметке: http://akteon.livejournal.com/95022.html
|
</> |