Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

топ 100 блогов cand_orel14.08.2023
Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

Норок — одна из первых советских поп- и рок-групп — вокально-инструментальный ансамбль. 

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

Был основан при Молдавской филармонии в середине 1960-х годов. Идея создания и музыкальное руководство осуществлял молодой композитор Михай Долган. 

Осенью 1964 года Михай Долган в качестве аккордеониста молодёжного ансамбля кишинёвской филармонии участвует в концерте в Пензе. Во время экскурсии, агент пензенской филармонии предлагает Долгану создать ансамбль в этом городе. В сентябре 1965 года, когда Долган собирается уйти из кишинёвской филармонии и ехать в Пензу по предложению русского импресарио, Александр Федько — директор филармонии — дает возможность создать ансамбль в Кишиневе. Долган решил остаться в Кишиневе. В том же месяце Федько решил вопрос о создании джазового ансамбля, взяв Михая Долгана в качестве его лидера. Название ансамблю — «Норок» было выбрано директором филармонии. 

Весной 1973 года после расформирования уже и ансамбля «О чём поют гитары». Валентин Гогу едет в Москву, чтобы присоединиться к ансамблю «Дружба», аккомпанирующему певице Эдите Пьехе, в качестве конферансье. Ион Суручану возвращается в Кишинёв и выступает в качестве солиста местного оркестра радио и телевидения. Пресняковы уезжают в Сочи. Братья Казаку едут на Украину в запорожскую филармонию, где становятся участниками ансамбля «Крылья», а затем «Голоса дружбы» грузинской джаз и поп певицы Гюли Чохели. Позднее они переходят на работу в Москву в «Москонцерт». Михай Долган и Лидия Ботезату возвращаются в Молдавию, чтобы приложить все силы для воссоздания ансамбля «Норок». Одновременно они работают в филармонии в программе Ефима Балчану. 


Наконец в мае 1974 года ансамблю позволили воссоединиться, но под другим названием — «Контемпоранул». В состав ансамбля вновь приняты Михай Долган, братья Казаку, Валентин Гогу, Лидия Ботезату и Ион Суручану. 

За 11 лет существования ансамбль «Контемпоранул» будет служить стартовой площадкой для многих артистов, и способствовать их становлению. В их числе Валерий Гаина, Юрий Садовник, Анатолий Нямцу, Анатолий Бивол, Рику Водэ, Георге Цопа, Нина Горбань, Джоржета и Оксана Чорич, Валерий Горгос и другие. Начиная с 1975 года, в ансамбле «Контемпоранул» работает Ион Алдя-Теодорович. В ансамбле Ион Алдя-Теодорович проявится как композитор, инструменталист (саксофон) и солист и будет участником ВИА до 1981 года, когда станет студентом консерватории в Кишиневе. 

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

В 1980 году ВИА «Контемпоранул» принял участие в фестивале «Песня года», где Штефан Петраке спел песню «Хоровод мира». Слова Георге Водэ, музыка Евгения Доги. На киностудии «Молдова-филм» появляется документальный фильм «Контемпоранул» (20 мин). Исходя из фильма «Контемпоранул», в тот момент состав ансамбля следующий: Лидия Ботезату (вокал), Людмила Клочкова (вокал), Анатолий Казаку (гитара, бас), Александр Казаку (гитара), Николай Раецкий (ударные), Николай Греку (труба), Пётр Малай (саксофон), Михай Долган (клавишные, вокал, художественный руководитель). В 1981 году на фирме «Мелодия» был выпущен следующий гигант ансамбля. В то время в ансамбль входили Василий Тертя (тромбон), Пётр Малай (саксофон), Сергей Глек (саксофон), Михаил Пурышев (ударные), Сергей Тестимицану (бас), Андрей Сторожа (гитара), Александр Альтерман (ударные), Лидия Ботезату (вокал), Михай Долган. В 1983 году выходит очередной гигант ансамбля под названием «Карнавал», записанный в 1982 году, а Нина Круликович — сегодня заслуженный артист Республики Молдова — дебютирует в «Контемпорануле», где поёт до 1989 года. 

В 1985 году ВИА «Контемпоранул» возвращается к своему старому названию — «Норок». В 1987 году Михай Долган сочинил песню «Бессарабия» на стихи Думитру Матковски. После исполнения её на республиканском стадионе, на фестивале молодежи песня по решению властей была запрещена. В 1987 году Анатолий Рошкован получил от Михая Долгана приглашение перейти на работу в ансамбль «Норок», так как ушли Георге Цопа, Анатолий Бивол, Лариса Гелага и другие. Рошкован пробудет в ансамбле год. В 1988 году Михай Долган стал народный артистом, а сын Михая и Лидии Ботезату Раду Долган присоединился к группе «Норок», после того как отыграл в группе «Будущее» Анатолия Германа. С 1988 по 2008 год группа «Норок» превратилась в трио: Михай Долган, Лидия Ботезату и Раду Долган. 

12 октября 2000 года совместными усилиями Михая Черны и Александра Казаку, Михая Долгана и других в Национальном дворце в Кишиневе был организован совместный концерт. Участники обеих групп, знакомые с 1970 года, вновь встретились после 30 лет. 8 марта 2002 года — в 60-летний юбилей Михая Долгана и 45-летие его работы на сцене состоялся концерт «Артист поёт». В 2004 году в Кишинёве был записан первый компакт-диск группы «Норок» — «О чём поют гитары» из 13 песен в современной версии. В записи принимали участие: Игорь Кожокару (гитара), Анатолий Нуну (труба), Валентин Голомоз (саксофон), Валерий Прадиденко (саксофон) и другие. Солисты: Лидия Ботезату, Михай и Раду Долган. В марте 2008 года Михай Долган умер в Кишиневе. В 2010 году в интервью на Radio Moldova, Раду Долган объявил о «расконсервации» ансамбля «Норок» в составе Сергея Пуха (ударные), Джику Могылдя (бас), Владимира Андриана (клавишные), Сергея Кукеревау (гитара), Костицы Иешану (перкуссия), Андрея Павловски (звукорежиссёр), Лидии и Раду Долган (вокал). 


«Оризонт» (Orizont) — молдавский советский вокально-инструментальный ансамбль. Был создан при Молдавской государственной филармонии в Кишинёве композитором Олегом Мильштейном в 1976 году, насчитывал 16 человек. 

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

«Оризонт» в переводе с молдавского — «Горизонт». Со временем состав изменялся, однако основная группа, образовавшая его костяк, работала на протяжении долгих лет, вплоть до окончания существования коллектива. В состав подбирались только музыканты-профессионалы — с высшим и средним музыкальным образованием

Ансамбль «Оризонт» начал свой творческий путь в Молдавской государственной филармонии в 1976 году. Основателем коллектива стал выпускник Кишиневской Государственной консерватории, дирижёр и композитор Олег Сергеевич Мильштейн. Музыкальный коллектив задумывался им как вокально-инструментальный ансамбль, не имея ничего общего с молдавским фольклорным народным коллективом. Наоборот — «Оризонту» удалось органично преподнести современными эстрадными красками синтез авторских произведений и элементы народных мотивов молдавского фольклора. Широкую известность получил в 1978 году, после победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». 

Ансамбль участвует в самых престижных Всесоюзных песенных фестивалях: «Золотой колос» в Алма-Ате, «Майские звезды» в Москве, «Паланга-78», «Весна Ала-Тоо» во Фрунзе, «Музыкальная осень» в Белоруссии, «Музыкальная осень» в Ставрополье, «Зори Кавказа» в Грозном и других.

В 1978 году Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения СССР сняло фильм-концерт под названием — «Молдавские эскизы» (режиссёр — Юрий Сааков). В фильме через призму песен «Оризонта» было показано многогранное изобразительное искусство художников Молдавии.

В 1982 году коллектив начинает работу в Ставропольской краевой филармонии. Годы работы в Ставрополе — «золотой век» в биографии «Оризонта». Сразу по приезде в Ставрополь руководитель ансамбля был незамедлительно приглашен на беседу к Первому секретарю областного крайкома партии Мураховскому Всеволоду Серафимовичу. Очень требовательный партийный деятель и человек, любящий и ценящий культуру. Он совсем недавно заменил на этом посту Горбачева Михаила Сергеевича, которого забрали в Москву на работу в ЦК КПСС.

Всесоюзная звукозаписывающая фирма «Мелодия» постоянно уделяла ансамблю «Оризонт» много внимания. Всего за период существования коллектива были выпущены четыре диска-гиганта ансамбля: «Ансамбль Оризонт» (1978), «Мой светлый мир» (1982), «Настроение» (1983), «Кто виноват» (1991); восемь дисков-миньонов и четыре CD.

Появление многочисленных новых поп-групп («Ласковый май», «Мираж», «Комбинация», и др.) и новых солистов показало, что начали меняться музыкальные предпочтения и ценности. Коллектив ансамбля «Оризонт» почувствовал снижение зрительского интереса. Владимир Ковалев и вокалист Анатолий Киреев уходят во «Фристайл», тогда ещё — «Высший пилотаж», а позже уезжают в Америку.


ВИА "Плай" (http://sssrviapesni.info/play.html)

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

Ансамбль создан дипломантом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни Штефаном Петраке. В основе репертуара коллектива - песни советских композиторов и музыкантов ансамбля. Коллектив находится в поиске творческой индивидуальности на основе глубокого знания национальной музыки, которую успешно связывает с современными достижениями эстрадного жанра. 


ВИА "Букурия" (http://sssrviapesni.info/bukuriya.html)

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

В 1977 году Мария Кодряну вышла замуж за московского джазового музыканта, композитора и аранжировщика Александра Бирюкова, с которым в Молдгосфилармонии создала ВИА «Букурия» (перевод с молдавского - радость, веселье). В 1978 году супруги переехали в Москву, и ансамбль стал работать в «Москонцерте». 

С 1980 году коллективом руководил Петрэ Теодорович. В 1981 года солистом ансамбля стал Ион Суручану. 


ВИА "Сонор" (http://sssrviapesni.info/sonor.html)

Ансамбль "Сонор" был создан Олегом Мильштейном при Кишиневском Доме Офицеров в 1969 году. Чуть позже коллектив стал базироваться в Республиканском Дворце культуры профсоюзов Молдавии. В 1971 и 1972 годах "Сонор" получил звания дипломанта и лауреата Всесоюзных фестивалей эстрадных исполнителей «Янтарь Лиепая» в Латвии, а в 1973 году "Сонор" стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса «Молодые голоса» в Москве.

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

В 1974 году огромным и значительным событием в жизни ансамбля «Сонор» стало участие в правительственном концерте для делегатов XVII съезда ВЛКСМ в Кремлевском Дворце съездов в Москве. В этом концерте приняли участие всего два ансамбля - "Песняры и "Сонор".

В 1975 году "Сонор" участвовал в концертах II Пленума Правления Союза композиторов СССР, посвященной советской песне, который состоялся 4-8 февраля 1975 года. Кроме официальных, плановых мероприятий, вечером каждого дня состоялись концерты Пленума Правления СК СССР. Ансамбль «Сонор» представл программу из произведений композиторов Молдавии.

В этом же году ансамблю «Сонор» был присвоен титул лауреата Первого международного фестиваля советской песни «Алеша» в городе Пловдив (Болгария), где большой успех выпал на долю песни «Товарищ Алеша», написанной Олегом Мильштейном на слова Вячеслава Полтавца специально для этого фестиваля.

«Сонор» стал стартовой творческой площадкой для многих талантливых музыкантов: гитариста Руслана Цэрану (Франция), гитариста Юрия Ботнарь (Россия), певицы Анастасии Лазарюк (Румыния), композитора Семена Кемельмахера (Израиль), певца и композитора Юрия Садовника (Молдова). Вот, что пишет в своих воспоминаниях ныне хорошо известный музыкант и джазово-гитарный виртуоз Руслан Цэрану: «Работая в Молдавии, до отъезда во Францию, я прошел очень хорошую школу. Мне посчастливилось быть другом и соратником таких музыкальных, исторических личностей, как Михаил Альперин, Мария Кодряну, Ион Суручану, Петр и Ион Теодорович, Юрий Садовник и Нина Круликовская. Особенно мне запомнился тот период времени, когда я работал в ансамбле «Сонор», руководимый композитором Олегом Мильштейном". 

Певица Анастасия Лазарюк: «Родилась я в молдавской, крестьянской семье в селе Бачой под Кишиневом. С самого раннего детства я почувствовала огромную тягу к пению. Всюду пела, даже когда помогала маме в работе: на поле или на винограднике. В то время очень часто проходили конкурсы, концерты, фестивали, проводимые Республиканским Домом народного творчества Министерства культуры Молдавии, во дворцах и домах культуры, клубах, парках культуры и т.д. для содействия всем видам и жанрам народного художественного творчества, установлению тесной связи между профессиональным и самодеятельным искусством. Олег Мильштейн – руководитель ансамбля «Сонор», частенько ездил по деревням и селам, принимая участие в смотрах художественной самодеятельности. Эта работа в составах жюри этих смотров давала ему возможность выявлять свежие силы, новые молодые таланты, для дальнейшего обучения и последующей профессиональной работы. Он первый, кто обратил на меня внимание, предложив мне стать солисткой ВИА «Сонор», которым он руководил. При этом он отметил, что мой голос «волшебный» и «завораживающий», очень скромная манера поведения на сцене, и то, что я должна обязательно учиться музыке. Олег Мильштейн заложил во мне основу профессионального искусства. 

Ностальгия по ВИА. Советская Молдавия

В 1974 году творческим объединением «Экран» Центрального телевидения был снят фильм-концерт ансамбля «Сонор», куда вошли его лучшие песни. 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...о пластиковой двери в историческом здании. Кировский райсуд Иркутска оштрафовал «Почту России» на 50 тысяч рублей за установку пластиковой двери в историческом здании XVIII века, сообщила пресс-служба суда. Весной в своем блоге на это жаловался урбанист Илья ...
Ползал как-то по тырнету и вруг она! Страшно завораживающая! Ирисочно-космическая! Год, руки до нее не доходили. Ну вот, сподобился. Для меня так и осталось загадкой появление оной. Ничего подобного в рецептурах я не встречал. Вроде к молдавской кухне относится, так что Саша alex_ ...
Коронавирусный шок в Швеции: КТО БУДЕТ РАБОТАТь УКРАИНКОЙ? Как большинство из Вас наверное уже знает Швеция не вводила и не собирается вводить общий карантин есть лишь пару ограничительных мер и то касаются они баров, ресторанов (не менее 2 метров между столиков и барные стойки ...
Участник политических ток-шоу на российском ТВ чешский журналист Иржи Юст, известный своими взглядами в поддержку Украины, сделал татуировку на руке - вот он показывает её мне перед началом программы "Политика" на Первом канале. Как вы думаете, что она означает? 1. 2. Материалы ...
В этот день в 1916 году прошли первые испытания английского танка. В сентябре новая техника уже появится на поле боя и в дальнейшем радикально повлияет на тактику современного боя, а присвоенное ему в целях строгой секретности условное название «танк» (по-английски «цистерна, бак») ...