Ностальгия по ВИА. Голоса дружбы

топ 100 блогов cand_orel19.10.2023
ВИА
ВИА "Голоса дружбы" . Год создания - 1973. Руководитель Илья Бенсман. УССР, г.Запрожье, Запорожская филармония, Росконцерт.

Из интервью Ильи Бенсмана (http://via-era.narod.ru/Ansambli/krilya/Bensman/Ben.htm)

Да, я из города Запорожье. Я рос в артистической среде. Мой отец был директором Запорожской филармонии, а мама – была певицей.  В девять лет меня отдали в музыкальную школу. После окончания музыкальной школы я поступил в музыкальное училище, которое в итоге я не окончил. Меня полностью захватил джаз. Короче говоря, возникла идея создать ансамбль. В итоге он был создан из двух барабанщиков, двух контрабасистов, саксофониста и без пианиста. Ребятам пришлось меня долго убеждать переквалифицироваться обратно на фортепиано. В 1969 году мы поехали на джаз-фестиваль в Днепропетровск. 

Мы решили ехать в Магадан, чтобы заработать деньги. Мы работали в ресторане «Астра», в «Северном» работал Миша Шуфутинский. И когда я вернулся домой в Запорожье, то джаз тогда перестал быть самым популярным жанром. Самым популярным стал рок. А в это время на гастроли в Запорожье приехал ансамбль «Норок», точнее, они уже назывались «О чем поют гитары».

А я знал их всех еще по Магадану, куда они приезжали на гастроли. Ансамбль «Норок» был делегирован на фестиваль «Братиславская лира». Концерт шел своим чередом, но не вызывал никаких эмоций в зале. И тогда ребята решили сыграть не внесенную в рапортичку композицию «Два манекена», причем в жесткой, роковой манере. Зал, буквально «встал на уши». По возвращении в Кишинев было выдано предписание о расформировании ансамбля «Норок». 

Пообщавшись с гитаристами братьями Казаку, я предложил им поработать в Запорожье. Они согласились, и после окончания гастролей, где-то через месяц, братья присоединились к нам. Конечно, мне было очень неудобно перед Долганом, но мне казалось, что братьям было уже не очень комфортно работать в ансамбле. Особенно петь на украинском… Да и Михай очень хотел вернуться обратно в Молдавию. Таким образом, сформировался состав. Бас-гитара – Петр Макиенко, ударные – Виталий Валитов, лидер-гитара – Александр Казаку (старший), ритм-гитара (или двенадцатиструнка)– Анатолий Казаку и я на клавишных. Трое парней – Саша, Толя и Петя с абсолютным слухом. Они пели трехголосье. Пели как соловьи.

Ансамбль изначально сознательно пошел по "несоветскому" пути. В советских ВИА было очень много народу, куча вокалистов, и сама идея вокально-инструментальных ансамблей была извращена. Слухи об ансамбле распространялись по всему Советскому Союзу и, наконец, дошли до Запорожской филармонии, сделавшей ансамблю предложение пойти под её крыло, которое было принято. Назвали "Голоса дружбы" придумали сами участники. Был такой английский ансамбль «Середина дороги». И на одну из песен их репертуара, был написан русский текст, в котором были слова «…голосами дружбы наполнен весь мир». Отсюда и было взято название. И действительно, в ансамбле был интернациональный состав: татарин, два молдованина, украинец, еврей… Братья Казаку посоветовали Бенсману взять звукорежиссера Василия Пруса, который с ними работал еще в «Нороке». Этому звукорежиссеру ничего не надо было подсказывать. Он прекрасно владел своей профессией и был истинным профессионалом своего дела.
При переходе в филармонию ансамблю пришлось подкорректировать репертуар . До этого исполнялась только "фирма" - "Чикаго", "Битлз", ранний "Дип Перпл". После перехода пришлось разучить несколько эстрадных песен, также включить в репертуар несколько песен "Норока". Программу приняли, но поскольку еще не было рекламы, афиш, то «Голоса дружбы» отправили в длительный тур по Запорожской области. Ансамбль объездил всю область. И если куда-то приезжал по второму разу, то все равно был аншлаг.
После возвращения с местных гастролей Бенсман получил телеграмму о том, что ансамблю надо прибыть в Москву для работы в Росконцерте в качестве аккомпанирующего состава певицы Гюли Чохели. 

Посоветовавшись, участники решили ехать. Коллектив встретил муж и директор Гюли, бывший саксофонист Герман Бурхардт.
ВИА «Голоса дружбы» мог играть в любых стилях, а Гюли Чохели тогда уже исполняла в концерте две джазовых композиции. Для ансамбля писал бывший муж Чохели Борис Рычков. Музыканты также брали песни Юрия Антонова и делали такие аранжировки, что не всегда публика понимала, что это песни Антонова.
После окончания репетиционного периода коллектив поехал по Дворцам спорта работать отделением. И однажды во время работы во Дворце спорта в Казани к И. Бенсману подошли один американец и его переводчица. Американец оказался классическим дирижер и приехал работать с Казанским симфоническим оркестром. Ему очень понравилось выступление ансамбля, он сказал, что коллектив играет на уровне американских групп и пообещал устроить ансамблю гастроли в Америке. Участники только посмеялись….
Концерт Чохели строился вперемежку с номерами ансамбля. 

Через какое то время произошел неприятный случай. Гюли Чохели упрекнула Виталия Валитова: - Виталик, что-то ты занудно играешь. А он ей в ответ: - А Вы занудно поете… В итоге из-за этой ерунды ансамблю пришлось расстаться с Гюли Чохели. 

 Музыканты не растерялись, нашли Василия Кондакова и рассказали о своих проблемах, и он быстренько свел их с Аидой Ведищевой, которая в этот момент записывала диск на "Мелодии". Записывала она с оркестром Госкино. По ее мнению, там была довольно архаичная ритм-группа, и она попросила ансамбль записать с ней несколько песен. Музыканты писали ударные, гитару, бас-гитару, клавишные, бэки. Остальное играли музыканты оркестра Госкино. Но одну песню Анатолия Днепрова «Мое счастье море унесло» записали только музыканты ВИА "Голоса дружбы".
Летом 1974 года в ансамбле появился новый солист – Вики Штремпиэл, венгр по происхождению (настоящее имя - Виктор, родом из Ужгорода). Но сценический псевдоним - Вики - очень хорошо звучал. Очень интересный вокалист с настоящим "американским" голосом. Чем-то напоминал певца David Clayton-Thomas из раннего "Blood, Sweat & Tears".
После записи ансамбль поехал с Ведищевой на гастроли в Среднюю Азию, потом в Тулу. Одно отделение ансамбль работал сам, во втором ассистировал Ведищевой. В Туле к И. Бенсману подошли братья Казаку и попросили их отпустить. Они просто устали. Все было цивильно, культурно: Бенсман заказал столик в ресторане, музыканты посидели, поблагодарили братьев за хорошую работу, на том и расстались. Братья уехали в Молдавию, а остатки коллектива – в Запорожье. Потом в ансамбль вернулся Петр Макиенко, но уехал работать в Москву, в "Веселые ребята" Виталий Валитов. И на этом история ВИА "Голоса дружбы" закончилась.

Источники и дополнительные материалы:

http://sssrviapesni.info/golosadruzhby.html

http://via-era.narod.ru/Ansambli/krilya/Bensman/Ben.htm

http://via-era.narod.ru/Ansambli/krilya/Bensman/Ben1.htm

http://ik-music.net/2011-02-08-06-50-57/mysli-vsluh/505-vsamoylov-abyl-li-rock.html

https://cand-orel.livejournal.com/140133.html

https://vk.com/wall-29110855_64509

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У иностранного агента Архиповой читаю обсуждение последнего опроса ВЦИОМ о происхождении человека. Если кто не в курсе - вот он . Срач, разумеется, разгорелся вокруг традиционного "ученые так и не смогли объяснить", "это всего лишь теория" и прочим "а почему обезьяны не становятся ...
День добрый. Мой первый молескин и первый блокнот для рисования. Мне подарили его на день рождения ещё в 2010 году. Тогда я рисовала очень мало и за первые два года нарисовала всего 1 разворот. На данный момент блокнот заполнен на большую часть и в этом году собираюсь его наконец-то ...
Запомни патриот РФ, согнать на Тверскую более 10 тысяч солдат Росгвардии и технику экономически выгодно, а тушить Сибирь нет Просто дома не с кем оставить © ...
В Европу ездил и вообще. ...
Тут некой Эле Басмановой (эксперт по этикету, что бы это не значило))) слава Милонова на почве борьбы с традиционными ценностями покоя не даёт. И она выдала, Плавки — признак принадлежности к запрещённому в РФ ЛГБТ . По её словам, мировая мода считает, что мужчины нетрадиционной ...