Ночная смена: первый сборник рассказов С.Кинга
pushba — 02.07.2019Чтобы прокормить семью, пока издатели отфутболивали его первые и уже гениальные романы, Стивен Кинг писал рассказы в мужские журналы, чтобы хоть какие-то получить деньги, помимо скудной зарплаты в прачечной. Для него это было быстро и гарантировано приносило копеечку. После головокружительного взлета с романами Кэрри, Сиянием, Жребием и Противостоянием, Кинг все таки опубликовал все эти миниатюры в одну книгу рассказов.
Я прочитала 6-ую книгу Кинга в рамках проекта Собираю коллекцию книг Короля Ужасов - "Ночная смена" (Night Shift). Напоминаю, что я покупаю и читаю все книги любимого автора последовательно по мере выхода их из под пера и в издательствах. Кроме Кинга не хочу читать ничего. И меня это радует.
НС это 20 рассказиков, которые безусловно стоить прочитать, если вы знали Кинга как романиста. Я не люблю рассказы, честно, на мой взгляд "рассказ" - это очень просто. Так и здесь: Кинг просто зарисовывает бегло некоторые свои идеи, не вдаваясь в детали. Можно позволить себе что угодно и любой бред, так как рассказ это есть создание в читателе легкого чувства недосказанности. Есть зарисовка и вампирского Салемс Лот, и смертельного вселенского вируса из Противостояния... Романы на эти темы уже есть, и рассказы похожи на тени. Я уже знаю, что "все случилось", и улыбаюсь благодарно за это.
Но в НС смене есть несколько этюдов, которые пробрали меня до мозга костей. Я расскажу о них кратко. Тем самым я дам совет: если вы не читали НС Кинга, - прочитайте.
"Бука" - "И пришел Бука" - Boogeyman - жуткая вещь, до дрожи, которая считывает несколько моих внутренних страхов:
- детский собственный страх нечто в темноте, в шкафу, чего-то неотвратимого, когда я ночами боялась смерти от неизвестно чего
- взрослый собственный страх НЕЧТА, до такой степени сильный, что ты может быть даже готова пожертвовать детьми, если тебя заставит страх... (вообще даже думать про это боюсь, но мне так страшно быть малодушной)
- страх за моих детей - все банально, - что кто-то заберет их, и они не смогут даже попросить о помощи (
- ужас за всех детей в мире, чьи родители несерьезно относятся к их словам...
Рассказ производит такое гнетущее впечатление, что после него долго держится это жуткое послевкусие.
"Карниз" - The Ledge - единственная вещь Кинга, которую я НЕ СМОГЛА читать вообще! Я прочитала самое начало, попытался продолжить, и открыла конец. Суть в самом реалистичном словесном описании высоты, когда человеку пришлось идти по карнизу небоскреба, чтобы спастись. Я очень боюсь высоты, и я не смогла читать, - жесть! Хотя казалось бы, ни демонов, ни духов, ни марких тварей - просто человека на высоте здания на тоненьком карнизе.
"Дети кукурузы" - Children of the Corn - жутко и ПОТРЯСАЮЩЕ. Безнадега. Безысходность, но так пронзительно. Одна из самых законченных по смыслу и реалистичных зарисовок из всей книги. Жаль эту семейную пару, которая умирала в разводе, просто от ужаса, не имея возможности обратиться сердцем к возлюбленному. Утопическая картина нарисована внутри детского общества - дети-фанатики, дети-убийцы... Вообще Кинг нещадно расправляется с детьми, что нервирует, особенно если ты родитель, но лично меня он заставляет вспомнить о том, что я самая счастливая на свете, потому что я мать и все живы и здоровы.
"Последняя перекладина" - The Last Rung on the Ladder - настоятельно рекомендую прочитать всем тем упоротым, кто пренебрежительно считает Кинга колбасником, - хотя вряд ли они читают этот отчет ))) Кинг умеет писать спокойные, почти нежные, размеренные тексты, потихоньку заманивающие тебя в пучину ужаса не от монстров, а от того, насколько безразличие в нашей жизни способно убить все хорошее, что есть в твоей душе, похлеще монстра из ужастика.
"Женщина в палате" - The Woman in the Room - я не буду дополнительно комментировать, ибо здесь все ясно: рассказ автобиографичен, Кинг потерял мать, и ему очень больно. Здесь идет осмысление эвтаназии, и больно читать о чувствах главного героя.
Ночная Смена уникальна тем, что в ней впервые присутствует прямо обращение Стивена Кинга к читателю, которое стало фишкой писателя, за что я его люблю так сильно, что готова читать только это, даже когда все книги кончатся.
Это как будто разговор с ним, который я могу себе позволить. А тогда, когда я узнала про Кинга и не было вот этих всяких интернетов - это был единственный способ поговорить с ним.
Кстати, именно рассказы удобней всего экранизировать. Поэтому ЛЬВИНАЯ доля этюдов увидела свет в кинематографе. Я ненавижу экранизации по Кингу, это отвратительно в большинстве своем. Но именно в этом посте я хочу рекомендовать вам фильм, который снял сам Кинг как режиссер.
"Максимальное ускорение" 1986 года - триллер и черная комедия, которую снял сам гений, в духе любимого хоррор-трэша по расскажу "Грузовики" . Стоит ли говорить, что фильм был номинирован на Золотую Малину как худший режиссер и худая мужская роль? Но я советую вам его посмотреть. Потому что он очень классный, особенно вам понравится, если вы поклонник трэша, ретро-ужасов и все такого. Санд-трэком к фильма стала любимая группа Кинга AC/DC - я уже вижу, как вы набираете это кинишко в поиске! Да! Прошу хотя бы оценить трейлер, где много Кинга, который очень странно, хоть и молодо выглядит (я думаю, он там дико обдолбан).
По этюдам Ночной смене снято несколько фильмов, которые уверена вы так или иначе встречали на своем жизненном пути: "Иногда они возвращаются", "Газонокосильщик", "Давилка".
А теперь блок моих любимых цитат из книги.
Начну с первого предисловия, которое написал кинговский любимый писатель Джоном МакДональд - там идет разговор о том, как люди осуждающе смотрят на писателя жанра ужасов, то есть на Кинга:
"А самое яростное презрение следует приберегать для людей, скрывающих свою полную беспомощность и бездарность за многословием, жесткой структурой предложения, присущей германским языкам, неуместными символами, а также абсолютным отсутствием понимания того, что есть сюжет, исторический контекст, ритм и образ. Только начав понимать, что такое вы сами, вы научитесь понимать других людей."
"Ведь вокруг нас происходит немало самых ужасных вещей. И все мы – и вы, и я – ежечасно испытываем сумасшедшие стрессы. А детишками, в душах которых живет зло, можно заполнить Диснейленд. Но главное, повторяю, это все-таки история. Взяв читателя за руку, она ведет его за собой. И не оставляет безразличным."
Теперь золотые слова Кинга из второго предисловия (кстати, уже тогда по всей видимости, Кингу задают такие вопросы, как и мне. под моими фото - зачем вы все это делаете? и я рада, что он так круто отмечается на эти вопросы):
"Обычно, когда я уже заканчиваю отвечать на вопросы, кто-то обязательно встает и непременно задает один и тот же вопрос: «Почему вы пишете о таких ужасных и мрачных вещах?» - И я всегда отвечаю одно и то же: Почему вы считаете, что у меня есть выбор? "
"Иногда хобби перерастает в занятие всей жизни. Бухгалтер вдруг обнаруживает, что может свободно прокормить семью, делая снимки; учитель становится настоящим экспертом по части надгробий и может даже прочитать на эту тему целый цикл лекций. Но есть на свете профессии, которые начинаются как хобби и остаются хобби на всю жизнь, даже если занимающийся ими человек вдруг видит, что может зарабатывать этим на хлеб. Но поскольку само слово «хобби» звучит мелко и как-то несолидно, мы, опять же по негласной договоренности, начинаем в подобных случаях называть свои занятия «искусством»."
"Итак, грязь, застрявшая в фильтрах нашего подсознания, и составляет зачастую природу страха. И моя навязчивая идея – это ужасное. Я не написал ни одного рассказа из-за денег, хотя многие из них, перед тем как попали в эту книгу, были опубликованы в журналах, и я ни разу не возвратил присланного мне чека. Возможно, я и страдаю навязчивой идеей, но ведь это еще не безумие . Да, повторяю: я писал их не ради денег. Я писал их просто потому, что они пришли мне в голову."
"Искусство – это индивидуальное заболевание, страшно заразное, но далеко не всегда смертельное. Ведь и с настоящим ножом тоже надо обращаться умело, сами знаете. Иначе можно порезаться. И если вы достаточно мудры, то обращаетесь с частицами, засевшими в подсознании, достаточно осторожно – тогда поразившая вас болезнь не приведет к смерти."
"Ведь, читая ужастики, вы же всерьез не верите в написанное. Вы же не верите ни в вампиров, ни в оборотней, ни в грузовики, которые вдруг заводятся сами по себе. Настоящие ужасы, в которые мы верим, – из разряда того, о чем писали Достоевский, Олби и Макдональд. Это ненависть, отчуждение, старение без любви, вступление в непонятный и враждебный мир неуверенной походкой юноши. И мы в своей повседневной реальности часто напоминаем трагедийно-комедийную маску – усмехающуюся снаружи и скорбно опустившую уголки губ внутри. Где-то, безусловно, существует некий центральный пункт переключения, некий трансформатор с проводками, позволяющий соединить эти две маски. И находится он в том самом месте, в том уголке души, куда так хорошо ложатся истории ужасов."
Вот и вся моя рецензия. Кстати, на фото я, в уникально для меня ситуации: я в джинсах. Не ношу джинсы и штаны уже много нет, но для такой статьи решила поставить именно такие иллюстрации.
Если вы хотите почитать мои прошлые рецензии на другие книги, вот они:
1 Кэрри
2 Судьба Иерусалима
3 Сияние
4 Ярость
5 Противостояние