Но мне приятнее считать, что это благодарность

Находила! Причем моя находка по части древности с легкостью оставит позади и найденное Шлиманом золото царя Приама, и находки гробницы Тутанхамона.
Ведьсделали этот предмет люди нового каменного века - неолита, что жили на юге Псковской области около четырех тясяч лет до нашей эры. Жили они прямо на озере, в деревянных домах на сваях - так было и безопасней, да и удобней, ведь главный продукт питания плавал прямо под ногами.
Со временем озеро оступило, и, к радости археологов, остатки древнего поселения оказались на берегу. Правда, копать там очень тяжело - раскоп постоянно заливало, приходилось откачивать воду, так что резиновые сапоги у работников были самым необходимым предметом экипировки.
Но зато в торфяной жиже отлично сохранились остатки предметов, рассказавших, как жили тогда люди.
Они еще не знали железа и прочих металлов, но зато умели делать каменные ножи, топоры и наконечники стрел, лепить из глины горшки всех размеров, резать из кости самые разные предметы, от бусин и подвесок до иголок и гарпунов, и даже обрабатывать янтарь, хотя это был товар так сказать, импортный, "предмет роскоши".
Вел раскопки государственный Эрмитаж, а работали там студенты вроде меня и местные школьники.
И вот в один чрезвычайно закаливающий организм июльский день - в глубоком раскопе одновременно напекает голову и плечи, зато ноги постоянно в холоде, а поза на корточках или внаклонку укрепляет мышцы, это и случилось.
То есть в черной жиже, которую я осторожно разгребала, мелькнуло что-то ярко-желтое, почти как лучик солнца Это оказалась маленькая, два с половиной сантиметра в длину, половинка грубо отшлифованной янтарной подвески в виде зверя - голова и две передние ноги. Хотя какого именно зверя имел в виду тот, кто ее сделал, сказать трудно - не то волк, не то собака, не то лиса.
Подвеску из янтаря, предмет для того времени редкий и дорогой - ведь ни золота, ни серебра тогда еще не знали, явно носили на шее. Когда она сломалась по линии отверстия для шнурка - при жизни владельца или уже в земле, теперь и не скажешь, тем более, что второй половинки так и не нашлось.
А по осени получаю я посылку, в ней - маленькая коробочка, сложенная без клея из тетрадного листа, а в коробочке - вторая половинка янтарной подвески на записке "от Коли".
Это мог был только один Коля - тот самый, что работал рядом со мной на раскопках, высоченный нескладный и очень робкий десятиклассник из соседней деревни. Но, поскольку я уже тогда, по выражению моего мужа, могла разговорить хоть инопланетянина, хоть таракана, то быстро узнала, что у него семь сестер и братьев, что он копит на мопед и мечтает поступить в летное училище.
Однажды Коля вдруг появился на раскопе босиком, хотя до этого работал в резиновых сапогах, и на мое недоумение по этому поводу ответил, что вчера пропорол правый сапог гвоздем, а на новую обувку у мамки нет денег.
Парнишке было невдомек, что в экспедиционном сарае пылятся три пары "резервных" резиновых сапог для рабочих - только попроси!, но зато я про это отлично знала. Так что через четверть часа он уже был обут, как полагается, и исправно трудился, а в перерыв, как всегда, получил от меня пару клубничных карамелек - это был мой самый любимый товар в местном сельпо.
Словом, мы с Колей прекрасно ладили, так что тот самый день, когда я нашла ту самую половинку подвески, он даже поинтересовался: а что будет, если ты откопаешь что-то ценное и оставишь себе? И очень удивился, когда услышал, что вообще-то ничего, если никто не узнает, но лучше этого не делать.
...Когда я принесла вторую половинку туда же, где хранилась первая, и рассказала про Колю, научная сотрудница, что занималась этим, заметила:
-Не иначе, как он был в тебя влюблен, а то бы не прислал!
Но мне приятнее считать, что это просто благодарность.
|
</> |