
Нестандартный метод

Тем более, что в России археология чаще всего выглядит не столь романтично, как в кино про Индиану Джонса, да и в Новгороде, где мы с однокурсниками в тот год проходили археологическую практику, она выглядела примерно так:(фото из сети)

То есть как серая скучная с виду яма, которую археологи называют "раскоп". Раскоп обычно делится участки, и у каждого есть ответственный за него человек, который не только сам копает, но и заносит все находки на план из миллиметровки, пишет для них этикетки, а также следит за работой остальных. Мне за прошлые заслуги - это были уже не первые мои раскопки, тоже доверили такой участок.
Все, что мы там находили - куски старого дерева, порой целые срубы и настилы мостовых, черепки всех сортов, бусины, ржавые железки и прочий бытовой хлам, далекому от археологии человеку покажется совершенно неинтересным - это вам не золотые украшения, что Генрих Шлиман раскопал в Трое, и даже не египетские мумии.
Но речь пойдет не столько об археологических находках, сколько об одном из моих однокурсников по кличке "Попс". Это был бюджетный суррогат модного в тот момент на западе бунтаря - длинные нечесаные лохмы, борода, в которой часто просматривалось, что он недавно ел, и прочее в том же стиле. А также неизменная гитара, которой он упорно терзал окружающих.
По части лени Попс дал бы фору Илье Ильичу Обломову - он мало того, что работал плохо, так еще и каждый день опаздывал - когда на сорок минут, а когда и больше. А даваемый каждый час десятиминутный перерыв на отдых Попс постоянно превращал в получасовой. Но все мои попытки его пристыдить он воспринимал с равнодушием вельможи, которому плевать на чернь, и поговоркой "работа дураков любит".
И вот в один прекрасный день, как обычно, опоздав чуть ли не на час, Попс спустился в раскоп с привычной уже миной приговоренного к пожизненным каторжным работам. Но буквально через десять минут местность огласил его радостный вопль: "Нашел! Нашел! Это же берестяная грамота!". И в самом деле, на земле лежал кусочек бересты, на котором проступали корявые печатные буквы, причем все слова слитно, как тогда писали. И, поскольку никто из нас такого еще не находил, то Попс, едва дав мне замерить и зарисовать место находки, даже и не вчитываясь в то, что там стояло - все равно не поймешь!, гордо поскакал к руководительнице раскопок, а мы все устремились за ним.
В отличие от Попса руководительница - дама уже в годах, к таким находкам привыкла, поэтому отреагировала без ожидаемого бурного восторга:
-Поздравляю! Но как же эта грамота отлично сохранилась, даже удивительно...
После чего минуту-другую порассматривала ее, видно, разделяя в уме слова, и, наконец, громко прочла то, что там было написано:
-Если ты, Попс, будешь и дальше так плохо работать и постоянно опаздывать, то зачет за практику ты точно не получишь! Твоя О.
Все вокруг, включая и руководительницу, громко заржали, а Попс прямо на глазах увял.
Отсмеявшись, руководительница посмотрела на меня и сказала:
-Ну что же, нестандартные ситуации иногда требуют нестандартных методов.
Но метод оказался вполне действенным: Попс после этого перестал опаздывать и работал без нареканий.
...И да, на идею этого простого, но действенного воспитательного средства меня натолкнула поленница березовых дров во дворе дома, где нас поселили. Содрать с полена кусочек коры и сделать из нее "берестяную грамоту" много времени не заняло...
|
</> |
