Никто не без греха, или 10 изображений адюльтера в мировой живописи
oadam — 06.01.2015Предлагаю вашему вниманию десятку лучших изображений адюльтера в мировой живописи, на взгляд одного из поучаствовавших в этом деле.
Это иллюстрация к известному библейскому рассказу из Евангелия от Иоанна (гл. 8, ст. 7). Законники и фарисеи привели к Иисусу женщина, уличенную в прелюбодеянии, за что по иудейским законам полагалось забить блудницу камнями. Вот тогда Христос и пристыдил фарисеев знаменитыми: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень».
В аннотации к этой фреске обычно говорится, что при любовных занятиях хозяев часто присутствовали слуги – вдруг господам что-то понадобится (в том числе и третий партнер). Но тогда почему изображение второй женщины получилось такое призрачное, неявное, как дымка в воздухе? Нет, на этой фреске при измене мужа, незримо присутствует его жена с немым укором.
Одна из самых хрестоматийных историй в европейской литературе. Благороднейший из рыцарей Круглого стола Ланселот не по-рыцарски изменил королю Артуру с его женой Гвиневрой, король Артур обиделся, завязалась вселенская сеча – вобщем, все умерли.
Здесь тоже все умерли, хотя у любовников Тристана с Изольдой перед корнуэльским королем Марком было железное оправдание. Мы не виноваты, мол, просто выпили по ошибке любовный напиток, и муж им поверил. И я им тоже верю – большинство измен обычно так и случаются, по пьянке.
Это не зоофилия, это Леда, жена царя Спарты Тиндарея, так оригинально изменяет мужу с Зевсом, принявшим форму лебедя, на берегу реки Эврот.
История Франчески и Паоло известна в основном в Италии, но настолько широко, что в своей «Божественной комедии» Данте встречает этих сладострастников в том круге Ада, где мучатся те «кого земная плоть звала, кто предал разум, власти вожделений». При встрече Франческа поведала поэту, что на адюльтер их толкнуло совместное чтение истории о Гвиневре и Ланселоте, что до добра, конечно, не доводит.
А здесь всё наоборот, здесь любовники убивают обманутого мужа, когда тот отдыхает после десятилетней войны. Микенская царица Клитемнестра и двоюродный брат микенского царя Эгисф стали прелюбодеями, пока царь Агамемнон возглавлял греческое войско в походе на Трою. Ибо ногда разумнее погибнуть на войне героем, чем в собственной постели рогоносцем.
На этой картине аллегорически изображен извечный женский выбор между супружеской верностью и любовной похотью. Выбирается, как обычно, похоть, путем вручения письма в руки любовника.
А эта картина мне очень нравится – в ней всё символично, и всё указывает на грядущий адюльтер. Муж качает на качелях жену, которая показывает что у неё находится под платьем, спрятавшемуся в кустах молодому человеку. И целомудренность молодой женщины падает, как туфелька с её ноги... А наблюдает за всем этим статуя Купидона с пальчиком на устах, в знак что никто ничего не узнает.
Часто адюльтер бывает только лишь в мечтах или во сне. В связи с этой картиной у меня даже танка родилась:
Давно в море муж,
и сохнет жена, как сакуры листья.
Лишь в полуночном сне,
к ней приходят
два осьминога.