Николай Ромадин. К 120-летию со дня рождения

топ 100 блогов bogachkova195713.01.2024

«Его полотна — поэма о России», - К. Паустовский.

В Академии Сергея Андрияки ретроспективная выставка Николая Ромадина, приуроченная к его 120-летию со дня рождения. В составе экспозиции более 100 произведений художника из 25 российских музеев и частных коллекций.

Зимнее настроение. 1957. Картон, масло. Калужский музей изобразительных искусств.
Зимнее настроение. 1957. Картон, масло. Калужский музей изобразительных искусств.

Имя Николая Михайловича Ромадина (1903-1987) сейчас, к большому сожалению, не на слуху. Мы достаточно равнодушно относимся к художникам советской эпохи, считая их приспособленцами. Но разве то, что Ромадин был обласкан властью: звание Народного художника СССР, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий, делает его пейзажи менее поэтичными и незабываемыми.

Николай Ромадин. Нарядная зимка. Начало 1960-х. Картон, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Николай Ромадин. Нарядная зимка. Начало 1960-х. Картон, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Ромадин когда-то записал в своём дневнике, что изучая голландцев, довольно рано понял, что если и можно добиться чего-то в искусстве, то только если бить в одну точку. И художник выбрал пейзаж. Выбор этого жанра в какой-то степени освободил художника от необходимости доказывать свою лояльность власти картинами на тему колхозных праздников, портретами вождей и ударников труда. Свои полотна в духе соцреализма сам художник уничтожил ещё в конце 1930-х годов, когда решение о главном для себя жанре стало окончательным и бесповоротным.

Николай Ромадин. Весенний снег. 1951. Картон, масло. Собрание Инны Баженовой.
Николай Ромадин. Весенний снег. 1951. Картон, масло. Собрание Инны Баженовой.
Николай Ромадин. Зимний день. Киржач. 1957. Бумага на картоне, масло. Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Николай Ромадин. Зимний день. Киржач. 1957. Бумага на картоне, масло. Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.

Ромадин в очень большой степени удержал в ХХ веке значимость пейзажа. Все его работы очень лёгкие – Ромадин выдерживает тонкий баланс этюдности и картинности, – скородельные, стремительные, на взлёте, на эмоции, на впечатлении. А ведь во ВХУТЕМАСе его первыми преподавателями были Древин, Фальк, Машков, но своим главным учителем Ромадин считал не благоговевшего перед «-измами» Дмитрия Щербиновского, выпускника Императорской академии художеств, ученика Чистякова и Репина. От этого блестящего рисовальщика Щербиновского Ромадин унаследовал ювелирность работы, всегда писал точным мазком, без предварительного рисунка.

Николай Ромадин. Снежное утро (Павловск). 1957. Картон, бумага, масло. Собрание М.А. Журавлева.
Николай Ромадин. Снежное утро (Павловск). 1957. Картон, бумага, масло. Собрание М.А. Журавлева.
Николай Ромадин. Вечерние ветки. 1957. Картон, масло. Музей-заповедник «Абрамцево».
Николай Ромадин. Вечерние ветки. 1957. Картон, масло. Музей-заповедник «Абрамцево».

Художник постоянно катался по разным уголкам нашей страны в поисках вдохновения. Паустовский вспоминал: «Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живёт на лесных кордонах, на волжских пристанях-дебаркадерах, где-нибудь под Костромой или Хвалынском».

Николай Ромадин. Утро на Волге. 1968. Картон, масло. Ульяновский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Утро на Волге. 1968. Картон, масло. Ульяновский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Долина реки Золотня. 1971-1973. Картон, масло. Ивановский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Долина реки Золотня. 1971-1973. Картон, масло. Ивановский областной художественный музей.
Николай Ромадин. На берегах Карелии. 1964. Картон, масло. Тверская областная картинная галерея.
Николай Ромадин. На берегах Карелии. 1964. Картон, масло. Тверская областная картинная галерея.
Николай Ромадин. Ноябрь в Карелии. 1952. Холст на картоне, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Николай Ромадин. Ноябрь в Карелии. 1952. Холст на картоне, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Николай Ромадин. Лодки в Карелии. 1953. Картон, масло. Собрание Инны Баженовой.
Николай Ромадин. Лодки в Карелии. 1953. Картон, масло. Собрание Инны Баженовой.

Ромадин писал с натуры. Он работал под открытым небом, невзирая на погодные условия. Его ни смущали ни порывистый ветер, ни пронизывающий мороз. Наоборот, после тяжёлых условий, в которых ему приходилось трудиться, он с огромным удовольствием возвращался в свой тёплый и уютный дом. Современники вспоминали, что Николай Михайлович был потрясающим человеком. В отличие от многих людей искусства, он предпочитал не страдать и упиваться болью, а уметь находить в жизни радость. Художник всегда был в ладу с самим собой.

Николай Ромадин. Заросли на Куекше. 1963. Бумага на картоне, масло. Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Николай Ромадин. Заросли на Куекше. 1963. Бумага на картоне, масло. Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Николай Ромадин. Круглое озеро. 1973. Холст на картоне, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Николай Ромадин. Круглое озеро. 1973. Холст на картоне, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Николай Ромадин. Река Умба. 1965. Картон, масло. Самарский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Река Умба. 1965. Картон, масло. Самарский областной художественный музей.

Первая персональная выставка пейзажей Ромадина состоялась в 1940 году. Интересно, что когда картины Николая Михайловича первый раз увидел писатель Алексей Толстой, то он потрясённо молвил: «Колдовство!». И действительно от картин Ромадина веет чем-то колдовским, мистическим, волшебным.

Николай Ромадин. Сумеречная луна. 1973. Ватман, картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Николай Ромадин. Сумеречная луна. 1973. Ватман, картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Николай Ромадин. Весенняя радость. 1968. Картон, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Николай Ромадин. Весенняя радость. 1968. Картон, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Николай Ромадин. Золотой август. 1978. Бумага на картоне, масло. Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Николай Ромадин. Золотой август. 1978. Бумага на картоне, масло. Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.

А Паустовский пришёл к выводу, что Ромадин в живописи, как Есенин в поэзии: «Труд Ромадина – не только труд живописца, но и подлинного патриота. Его полотна – поэма о России. У Ромадина есть много общего с Есениным, и, подобно Есенину, он может с полным основанием сказать: “И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь”».

Николай Ромадин. Золотая речка. 1970. Картон, масло. Самарский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Золотая речка. 1970. Картон, масло. Самарский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Весна в Карелии. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей.
Николай Ромадин. Весна в Карелии. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей.

Как никто другой Николай Ромадин умел слышать дыхание природы, погружаться в тайну и безмолвие дремучего леса, чувствовать набухание почек, отображать эпическую ширь великой русской реки Волги… Он это физически ощущал сам, и ему удавалось передавать это на полотнах. Он писал любые состояния природы. В этом смысле он продолжатель линии русского пейзажа как пейзажа-состояния. Находясь в постоянном диалоге с Васнецовым, Левитаном, Нестеровым, Ромадину удалось значительно расширить лексикон русского пейзажа.

Николай Ромадин. Весна в горах. 1946. Картон, масло. Калужский музей изобразительных искусств.
Николай Ромадин. Весна в горах. 1946. Картон, масло. Калужский музей изобразительных искусств.
Николай Ромадин. Сухой туман. Начало цветения. 1947. Ватман на картоне, масло. ГТГ.
Николай Ромадин. Сухой туман. Начало цветения. 1947. Ватман на картоне, масло. ГТГ.
Николай Ромадин. Последний луч. 1945. Ватман на картоне, масло. ГТГ.
Николай Ромадин. Последний луч. 1945. Ватман на картоне, масло. ГТГ.

И хотя Ромадин перенял импрессионистическую суть метода, можно сказать, что в его работах чувствуется европейская школа, но тем не менее Ромадин – это абсолютно русский художник, с русской душой.

Николай Ромадин. Весенние заморозки. 1969. Бумага на картоне, масло. РОСИЗО.
Николай Ромадин. Весенние заморозки. 1969. Бумага на картоне, масло. РОСИЗО.
Николай Ромадин. Розовая весна. 1966-1967. Картон, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Николай Ромадин. Розовая весна. 1966-1967. Картон, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Николай Ромадин. Ольха. Этюд. 1959. Бумага на картоне, масло. Собрание Инны Баженовой.
Николай Ромадин. Ольха. Этюд. 1959. Бумага на картоне, масло. Собрание Инны Баженовой.

И в пристрастии художника к родным осинам нет никакой фальши. Сфокусировавшись на пейзаже, он выбрал дорогу, позволившую не изменять своим идеалам и в то же время не выпасть из социальной реальности. В его живописи есть тайна, очарование, глубина…

Николай Ромадин. Осинки. 1970. Ватман, картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Николай Ромадин. Осинки. 1970. Ватман, картон, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

Загадочны в творчестве Ромадина и интерьерные работы.

Николай Ромадин. Воспоминания о Прокофьеве. Картон, масло. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова.
Николай Ромадин. Воспоминания о Прокофьеве. Картон, масло. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова.
Николай Ромадин. Красный интерьер. 1959. Ватман на картоне, масло. ГТГ.
Николай Ромадин. Красный интерьер. 1959. Ватман на картоне, масло. ГТГ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, я очень люблю некоторые американские сериалы, а именно «Побег» (съемки уже закончены) и «Как я встретили вашу маму» (съемки еще продолжаются). Особенно мне нравится первый, ибо актеры подобраны очень хорошо, идея классная, все снято ...
Многие считают, что путешествовать по нашим южным республикам до сих пор очень рискованно. Особенно опасно в Дагестане. Наша поездка — тому подтверждение. Будте осторожны! Это путешествие я вынашивал в голове более трех лет, но мало кто хотел ехать со мной. Точнее — хотели все, но ...
1. Старая рулонная штора 2. Уровень 3. Корзинка (крышка проломлена, поэтому не надо страдать, что не отдала котовладельцам) 4. Сдутый футбольный мяч 5. Штаны 6. Журнал 7. Перчатки неотстирывающиеся 8. Коробка 9. Зимние боты детские ...
Ну вот правда, почему заседание о торговле дедушкой происходит в Бабушкинском суде? Ладно, если серьёзно, весь этот стыдный процесс с участием 94-летнего Игната Сергеевича Артеменко, весьма показателен для нынешних реалий. Очень, грустно, что его втянули в данную историю ради ...
Не знаю, когда они возникли. Может быть в первобытном строе. Пусть историки подскажут. Сам живу в России, интересно изучать как развивалась Родина. Как с такими нормами в других странах? Есть ли среди них хорошие? Перечисляю, бывшие общественные нормы: • Свальный грех — беспорядочные ...