Машинное против персонального. Фаст-фуд как образ жизни
druskeit — 24.12.2019Завершаю машинный фактор пищевой тематики (аф)аст-(пф)удом (как будто отплевываешься).
Какой американец не любит быстрой еды? Фаст-фуд можно любить или не любить, но нельзя не признать, что он воплотил в себе все черты американской цивилизации.
История быстрого питания уходит своими корнями в древность.
«Уже во времена античности фаст-фуд пользовался огромной популярностью. Если древние греки предпочитали сами готовить пищу, то жители Древнего Рима часто полностью отказывались от этого процесса, в некоторых домах даже не было кухонь. Зато в каждом городе существовала масса закусочных и базаров, где торговали всевозможными кушаньями.
Большой популярностью пользовались лепешки из дрожжевого теста, смазанные оливковым маслом, их было очень удобно использовать в качестве съедобных тарелок. Много столетий спустя эти лепешки, покрытые запеченным сыром, мясом и овощами, стали называть итальянской пиццей. Существовали у римлян и свои гамбургеры. Они жарили лепешки из говядины, смешанной с ядрышками орехов, которые полагалось есть с хлебом. Профессор Филипе Фернандес-Арместо в своей книге «История пищи» утверждает, что среднестатистический древний римлянин употреблял в пищу больше фаст-фуда, чем, скажем, современный житель Нью-Йорка. Разница в том, что в древности быстрое питание было более свежим и полезным, чем современные хот-доги и гамбургеры.
Заведения быстрого питания в Древнем Риме посещали в основном простые люди из низших сословий, а также рабочие и путешественники. Аристократы лишь изредка появлялись в термополиях. Закусочные и бары служили римлянам не только местом для приема пищи, здесь они общались и развлекались, практиковали игру в кости, смотрели выступления танцоров или певцов. Хозяева таверн «рекламировали» свои заведения стихами и фресками у входа, гарантируя «твердые» цены.
Блюда в термополиях и попинах разогревались с помощью нескольких объемных сосудов с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри заведений находилась печь, на которой еда варилась. Посетители ели стоя, однако были и сооружения с местами для сидения.
Именно древние римляне ввели в обиход такой вид услуги, как доставка еды на дом.
В других древних государствах фаст-фуд был не менее популярен: на базарах в Китае продавали горячую лапшу, в Индии — чапати, приправленные острым соусом, и кусочки курицы с рисом и карри, в странах Европы всегда можно было перекусить лепешками и пирожками.
Слово «бистро» — европейский аналог фаст-фуда, давно уже ставшее нарицательным, имеет русские корни. Во время оккупации Парижа русские офицеры и казаки были частыми гостями местных ресторанов. Едва переступив порог, они, вопреки установившимся во Франции правилам, требовали от официантов, чтобы те их обслуживали побыстрее. Предприимчивые рестораторы очень скоро приспособились к суровому нраву русских, вывешивая над своими заведениями зазывные таблички «Bistro», которые означали, что здесь клиентов обслужат быстро, без долгого и томительного ожидания. Русское слово, прочно вошедшее во французский лексикон, сохранилось до наших дней, вернувшись из Европы в Россию уже с легким западным акцентом.
Родоначальниками европейского фаст-фуда были русские офицеры и казаки — частые гости французских ресторанов.
Фаст-фуд как индустрия возник в 1920-е годы в Америке. Пионером в этой области стала компания «Белый замок» (англ. «White Castle»), которая открылась в 1921 году в Канзасе. Фирменным блюдом заведения стали гамбургеры — новинка для потенциальных покупателей того времени. Устойчивая цена (5 центов вплоть до 1946 года) и диковинность привлекали американцев, а сомнения в безопасности продукта были развеяны в результате хитрого хода владельца компании Билли Инграма: за небольшую плату он нанял несколько молодых людей, которые ежедневно приходили в «White Castle» в белых халатах и заказывали гамбургеры. Посетители принимали их за врачей и успокаивались: раз чудо-бутерброды едят даже доктора, значит, они действительно безопасны для здоровья.
В конце 1940-х годов у «Белого замка» стали появляться конкуренты. Самым серьезным из них оказалась молодая компания «McDonald’s». Начиналось все очень скромно: два брата Дик и Мак Макдоналды, торговавшие в небольшом ресторане барбекю для калифорнийских автомобилистов, решили переключиться на выпуск гамбургеров. В 1948 году им это удалось, причем доходы резко возросли. В 1954 году с ними познакомился коммивояжер Рей Крок, который предложил открывать по всей стране заведения под той же маркой. Братья согласились, и дело пошло. В 1956 году в США было 14 ресторанов «McDonald’s», в 1960 году — 228, в 1968 году — 1 000, в 1975 году — 3 076, в 1980 году — 6 263, в 1984 году — 8 300, в 1990 году — 11 800. Сейчас у корпорации «McDonald’s» больше 30 000 заведений в 119 странах мира, в то время как у «White Castle» всего около 380 ресторанов в США.» Источник
Пищевой образ жизни Рима переняла на себя Америка, занимая почетное первое место в мире.
«Как показало исследование за 2005 г., наибольшее число потребителей быстрого питания приходится на США и Австралию. В этих странах примерно 9 человек из 10 делают свой выбор в пользу «быстрой еды...
Россия по потреблению фаст-фуда стоит на последнем месте в рейтинге 16 стран. У нас регулярно посещает предприятия быстрого обслуживания только треть населения» Источник
Машинная цивилизация поставила себе на службу индустрию быстрого питания взятую от корней кочевнической цивилизации. Но если это было оправдано при кочевом образе жизни, в военных походах, как у монголов и в случае оккупации Парижа нашими казаками, то в земледельческой цивилизации это уже производит впечатление нелепости и знаменует образ жизни — пожрали и побежали далее слепо глотать жизнь.
Древний фаст-фуд был сравнительно натуральным, как и отличалась культура питания. Запивать кислотной холодной газировкой быстрые углеводы с холестериновыми жирами и зашкаливающим обилием белков, глотая кусищи аки утка, пялясь в экран дебильника, слушая идиотскую рекламу щекочащих нижнюю сферу полураздетых фиф. — Такого бахыт-компота, ударного издевательства над собой, своим организмом, храмом тела кочевник себе позволить не мог.
Причем если есть этот кусок фуда полноценно: не глотать, а тщательно прожевывать и не запивать, теряя первичное переваривание, — то употребление его по собственному эксперименту занимает вдвое больше времени, нежели классическую основательную, пущай самую грубую, неизмельченную твердую пищу.
И ради чего? — Как и весь прогресс — Лени ради. Конечно, фактор зависимости, подсадки мозга велик. Подсознательно ощущаемые легко усвояемые быстрые углеводы(лишь они и легко), приятный обман вкусовых и обонятельных рецепторов ароматизаторами и усилителями вкуса. При закупке полуфабрикатов — красивая манящая упаковочка. Скудность или необязательность готовки. Хотя банальную кашку с не большими трудозатратами и немногим дольше по временным сварить можно.
Но в чем фаст-фуд безаппеляционно быстр и машинно эффективен? — Он вне конкуренции по скорости разрушения собственного организма, при системном подходе грандиозно влияет на падение здоровья органов, систем организма, физическое строение тела, эмоционально-чувственную и умственную деятельность. Экспериментаторам по плодам самоизмываний — поклон.
Из официально исследованного и общеизвестного:
- Лишний вес и ожирение;
- Камни в желчном пузыре;
- Проблемы с почками;
- Атеросклероз;
- Повышение холестерина;
- Повышение уровня сахара в крови;
- Гипертония;
- Заболевания печени и поджелудочной железы;
- Кариес;
- Язвы и гастриты.
Как питаешься — спеша и глотая, так и живешь — живот теша, жiзнь - мiр мимо пропуская.
Виталий