НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ «МОЙ ТЕАТР. ПО СТРАНИЦАМ ДНЕВНИКА»


«Мой театр» - книга автобиографическая и довольно необычная. Детство описано пожалуй, интереснее всего, и при этом наиболее традиционно. А вот дальше… Первое, что приходит в голову – это явно фанатский вариант автобиографии, настолько она подробная. День за днем, спектакль за спектаклем, репетиция за репетицией. Вначале все эти ежедневные повторения тебя несколько удивляют, потом привыкаешь и воспринимаешь написанное, как своего рода уютный сериал, где от серии к серии ничего особо не меняется, кроме умиротворения, которое он приносит. Потому что вся эта балетная рутина описана на удивление хорошим и легким слогом.
Впрочем, если вы ждете производственный роман (как я), то увы. Несмотря на множество подробностей, все это плохо укладывается в систему. Так что расчет на то, что сейчас нам покажут как оно все устроено изнутри, какими нитками прошита изнанка балета, тоже не оправдался. Книга вообще оставляет ощущение, что Большой – это своего рода джунгли, где царит хаос во всем, от расписания репетиций до состава спектаклей.

репетиция

Спящая красавица
Что было для меня новым в общем и целом в отношении Большого театра?
Во-первых, я понятия не имела, что есть клакеры – группа поклонников, обеспечивающих аплодисменты любимому исполнителю или, напротив, негативный фон его недругу. И что в зале сильно тише, когда их нет. Работают эти люди за вознаграждение, а не ради красивых глаз/ног, хотя клакерство – как правило, не основная их деятельность.
Во-вторых, как сказано выше, удивляет постоянная неопределенность в расписании: кто кого с кем и когда танцует. Кого берут на гастроли, кого нет, и т.д. Возможно, что в реальности все не так уж и плохо, но если верить книге – то там совсем караул.
В-третьих, мне стало понятно, что если бы балет свелся к техническому исполнению набора элементов, как в фигурном катании или гимнастике, то я бы с удовольствием ходила смотреть. Ну там, кто лучше исполнит все эти фуэте, поддержки или каскады прыжков. Потому что пафос условностей и декораций при банальнейшем (как правило) сюжете балета мне совершенно чужд, а эстетическая сторона увлекает лишь первые минут десять. Я не умею о высоком. А вот техника была бы интересна. Я даже посмотрела несколько вариантов исполнения одной и той же партии разными артистами. Совсем другое дело! Видишь разницу, отточенность или недотренированность движений и т.д. Вот что надо показывать и с комментариями!
В общем, если вам интересен жизненный путь Николая Цискаридзе – книга прочтется взахлеб; если вы хотите знать, откуда растут ноги балета Большого – это тоже отличный вариант. А вот системности не хватает - закулисное пространство целиком с
внутренними связями просматривается плохо.
|
</> |