Независимый бизнес-аналитик
teh_nomad — 16.05.2011 — Персоны Вы думаете, шпионы – они как Джемс Бонд или как Анна Чапман? Я раньше тоже так думал. Оказывается, в наши дни зарабатывать на жизнь продажей секретной информации гораздо проще.По случаю мне представилась возможность брать интервью у человека редкой профессии. Формально он — журналист, и даже числится в редакции одного издания. На визитке, которую он дал мне, принадлежность к прессе никак не обозначена: имя, телефон, электронная почта, и должность «независимый бизнес-аналитик».
По факту профессию моего нового знакомого трудно обозначить. Он зарабатывает тем, что собирает на заказ разного рода информацию. Как правило, она носит коммерческий или даже секретный характер.
Наш герой, по понятным причинам, не афиширует свою личность.
— Все-таки, вы журналист? аналитик? бизнес-шпион? папарацци?
— Бизнес-шпион — это как-то очень сильно сказано, папарацци — явно некорректно. Давайте считать, что я работаю на стыке всех этих профессий.
— А есть ли какое-то четкое определение того, чем вы занимаетесь?
— Можно назвать это конкурентной разведкой.
— И какие у вас служебные обязанности?
— Обязанности у меня простые — сбор и обработка информации.
— Получается, мы коллеги. У меня обязанности примерно те же.
— Получается, да. Разве что в моем случае информация иногда может носить полузакрытый или закрытый характер.
— Закрытый – значит как-то охраняться, да? А полузакрытый?
— Полузакрытый – просто не афишироваться.
— И как происходит процесс сбора?
— Как правило, это аналитическая, кабинетная работа, совершенно рутинные задачи. В некоторых случаях надо выходить в поле — работать с людьми, посещать объекты. Никакого криминала. Взятки, прослушка, шантаж — не наш метод. Все информация получается легальными путями.
Какое издание будем представлять на следующем задании? Нехитрый «журналистский» арсенал, а точнее – лишь малая его часть:
— И ваши услуги востребованы?
— Сам факт вашего вопроса позволяет сказать, что на свой хлеб с маслом я в ближайшее время заработаю.
Ответ: очень. В российском бизнесе во многих сферах отношение к безопасности небрежное: «да кому мы нужны». А нужны они бывают многим.
Иногда сторона, информацию о которой я получаю, вообще не осведомлена о том, что у них есть такие-то конкуренты. Или знают, но никак не воспринимают их всерьез. Очень зря.
— А почему именно эта работа? Был какой-то предыдущий опыт? Армия, МВД?
— Именно эта работа – потому что она получается лучше всего.
В армии служил связистом, в МВД не работал. Так что скорее нет, опыта не было.
Одно время участвовал в качестве журналиста в муниципальном проекте, наработал широкий круг знакомых в самых разных отраслях, до сих пор очень помогает. В информационный бизнес пришел через товарища. Сейчас у нас консалтинговое агентство.
— В каких сферах работаете? есть какие-то категории, по которым обращаются чаще всего?
— Основной сегмент – средний бизнес. Приходилось работать в самых разных нишах — от производителей стройматериалов до телеком корпораций.
К счастью, далеко не все следуют полезным советам.
— Ваш вид деятельности – он как, не опасен?
— Не более опасен, чем работа водителя. Какой-то риск есть всегда и везде, в любой работе. В конце концов, даже на менеджера в офисе может упасть шкаф, например.
— А что требуется выяснить чаще всего? Типовые задачи есть?
— У каждого проекта свои цели. Самая типовая задача – получить представление о планах конкурентов.
— И от этого как-то выиграть?
— Конечно. Если конкурент хочет вывести на рынок новое предложение – и тем самым, пускай и временно, получить преимущество – можно быстро предложить альтернативу и таким образом выровнять позиции.
Так как даже на рынках с высокой конкуренцией отношение к безопасности по-русски разгильдяйское – поле для деятельности широкое.
— Промышленным шпионажем доводилось заниматься?
— Отвечу вопросом на вопрос: что вы понимаете под промышленным шпионажем?
— Ну, кража производственных секретов. Коммерческих тайн.
— Кража? По-моему, это такой голливудский стереотип: люди представляют себе промышленного шпиона как какого-то явно подозрительного типа, который прокрадывается в кабинеты, вскрывает сейфы, и перещелкивает секретные чертежи спецкамерой. Естественно, в жизни такого не бывает.
Оглянитесь на своих коллег — вот они, ваши промышленные шпионы. В абсолютном большинстве случаев коммерческие тайны сдают заинтересованному человеку сами сотрудники предприятия, абсолютно добровольно.
— То есть, приходите, разговариваете?
— Приходим, или не приходим – неважно. Все источники – открытые и доступные. Почти каждый день мы все так или иначе видим, слышим, говорим, и постоянно сталкиваемся с закрытой информацией. Просто у нас нет представления о том, что она закрытая.
— Это как?
— Ну вот к примеру, мы сейчас сидим в кафе. Рядом – бизнес-центр. Сотрудники разных компаний приходят сюда на обед каждый день. Однажды я две недели обедал в ланч-зоне крупного бизнес-центра, садился всегда неподалеку от нужных групп людей. Вполуха слушал разговоры. К концу второй недели знал их планы по продвижению продукта на полгода вперед. Все гениальное просто.
— Вот это да! Болтун – находка для шпиона.
— Не надо даже быть особенным болтуном. Коммуникативность сейчас – это норма.
— А как быть?
— Будьте немного параноиком. Считайте, что вас слушают всегда и везде, и ведите себя соответственно. Это может уберечь от крупных неприятностей.
— Вы всю информацию получаете открытым путем?
— Открытые источники можно использовать очень эффективно. Спросите у Навального.
— Просто слабо верится, что какая-то чуть ли не секретная информация лежит на поверхности, и тем более что можно получить что-то серьезное, кроме общих выводов.
— Вы недооцениваете небрежность при защите информации. И человеческий фактор недооцениваете. На этих двух китах зиждется большая часть нашей работы. Вот буквально в начале этого года мы делали большой мониторинг по авторынку. Обнаружили две новых, официально никак не анонсированных модели автомобилей у разных компаний.
Первая – проект российского автостроительного предприятия. Пока прототип.
|
</> |