Незачетная схима?

топ 100 блогов diak-kuraev03.12.2015 На сайте патриархии читаем, что в Москве живет и служит "покойный" епископ Серафим Зализницкий

Официальная биография тут: http://www.patriarchia.ru/db/text/66214.html

Вчера он участвовал в хиротонии нового епископа Парамона.
http://www.patriarchia.ru/db/text/4284306.html

Однако мы с гуглом помним, что в августе 2003 года владыка Серафим поменял имя и принял великую схиму с именем Сергий.

То есть он должен именоваться схиепископ Сергий.
http://ioannpredtecha.ru/2014/10/30/v-ioanno-predtechenskom-zhenskom-monastyre-proshyol-glavnyj-prestolnyj-prazdnik/

Но дело даже не в этом. А в том, что, как мне кажется, схимник не может участвовать в иерархических событиях (кого-то рукополагать или поставлять на должность).

А кажется мне так не потому, что позабыл перекреститься, а потому, что помню 2 правило 8 Вселенского Собора (он же - Большой Софийский что при патриархе Фотии; 879-880 гг.):

"Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковыя действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иный архиерейскаго сана, восхощет в снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейскаго достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствования: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимаго ныне определения: таковый, сам себя устранив от архиерейскаго места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил".

Толкование:

Как видно, некоторые епископы, которые сделались епископами из мирян или из девственников (см. толкование 12 правила трул. собора), принимали монашество и, следовательно, давали положенные монашеские обеты. Настоящий собор, считая такую практику непорядком (ατακτον πραξιν), воцарившимся в церкви благодаря недосмотру (παρόραμα), вопреки церковным постановлениям, замечает, что монашеские обеты послушания и ученичества не согласуются с званием епископа, долженствующего быть учителем, старейшиной и пастырем других, в противоположность монаху, долженствующему быть в послушании и подчинении у пастырей и посвятить всю свою жизнь исключительно покаянию. В случае, если какой-либо епископ сделает это, он тотчас перестает быть епископом и больше никогда не имеет права присваивать себе архиерейского достоинства. С тех пор правило это имеет силу во всей церкви, как в восточной, так и в западной.

В своем толковании 3 правила анкирского собора Вальсамон приводит случай с епископом амиклийским (в Лаконии) Нмколаем Музалоном, который, по распоряжению гражданской власти, пострижен был в монахи и впоследствии делал все возможное, чтобы освободиться от монашеских обетов и стать снова полноправным епископом; с этой целью он наконец явился к константинопольскому синоду. Патриарх Лука (1156-1169), увидев Николая в епископском одеянии, отказал ему в просьбе, ссылаясь на то, что хотя ему и можно было бы помочь, если бы он подождал синодского решения, однако теперь, когда он, противно существующему порядку, сам снял с себя монашеское одеяние, в которое, правда, силой был облечен, помочь ему уже было невозможно.

Этот случай показывает нам, как строго смотрели на настоящее правило в XII столетии. Однако, после смерти патриарха Луки, патриарх Михаил III (1169-1177) уважил просьбу епископа Николая и специальной синодальной граматой возвратил ему епископские права. В своем толковании данного правила Вальсамон касается также вопроса об епископах из монахов, причем, признавая, как и должно, силу настоящего правила, замечает, что к таковым епископам настоящее правило можно относить лишь тогда, когда бы они приняли великую схиму (μέγα οχήμα), в каковом случае они перестают быть епископами. То же самое говорит и 90 правило при Большом требнике.
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1324

Не могу не согласиться с одним комментатором, который по аналогичному случаю со схиепископом Алипием заметил: "это доказательство того, что в МП каноны, как резиновый шарик: когда нужно, их раздувают, и они кажутся большими и важными, а когда нет - держат про запас в сдутом состоянии".

Кстати, интересно, что, несмотря на свою подчеркнутую схимническую послушливость владыка (?) Серафим (?) в 2011 году отказался переселиться в Абхазию и заняться там тихой и полуподпольной организацией церковной жизни, ограничившись единократным ознакомительным визитом.


На фото: слабое звено? (в каноническом смысле):
Незачетная схима?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Донни мышь поймал и играет с нею. Невозможно работать, он прыгает и грохочет как атакующая конница Мамая.... Но всё равно меня распирает гордость: оба кота у меня мышеловы! Это для любителей непременно увидеть фото. Дохлая, увы, добыча Дона. ...
...
У одних любовь выражается чувством собственности на другого,у других — утратой ...
Muluk—уличный художник из Саратова. Рисуя персонажей в заброшенных зданиях, он пытается гармонично вписывать их в окружающий ...
Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов. Роспись довольно быстро ...