Невольник чести
diak-kuraev — 24.01.2013 Сегодня бердянский протоиерей Олег Николаев запрещен своим епископом в служении.Основание: он нанес пощечину Александру Македонскому. По версии о. Олега - за оскорбление им жены о. Олега.
(о действующих лицах конфликта http://diak-kuraev.livejournal.com/422826.html)
Поступок, понятный и доступный мужчинам, но все же запрещенный для клириков.
27 апостольское правило:
Повелеваем епископа, пресвитера или диакона бьющего верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1 Петр. 2:23). Ср. 1 Тим. 3:3; Титу 1:7.
9 правило Двукратного собора:
Апостольское и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бить верных согрешивших или неверных, нанесших обиду (Ап. пр. 27). Ухищряющиеся угодить своему гневу и извращающие Апостольские установления разумеют сие только о бьющих своеручно, хотя оное правило ничего такого не означает и правый смысл так разуметь не допускает. Ибо поистине было бы нерассудительно и весьма погрешительно, если бы нанесший своеручным биением три или четыре удара подвергаем был извержению, а между тем, по данной свободе бить посредством повеления, простерший истязание до жестокости и до смерти оставался бы ненаказанным. Итак, поскольку оным правилом определяется наказание за биение вообще, то и мы согласно определяем. Так как подобает священнику Божию вразумлять неблагонравного наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремляться на тела человеческие с бичами и ударами. Если же некие будут совершенно непокорны и вразумлению чрез епитимий не послушны: таковых никто не возбраняет вразумлять преданием суду местных гражданских начальников. Ибо пятым правилом Антиохийского Собора постановлено производящих в Церкви возмущение и крамолы обращать к порядку внешнею властью.
(толкование: Правило запрещает священнослужителям бить кого-либо не только собственноручно, но и приказывать бить кого-либо другим. Однако для восстановления порядка, оно дозволяет обращение к гражданской власти, чтобы “производящих в церкви возмущение и крамолу обращати к порядку”).
Неясность тут может быть лишь одна: идет ли речь о любом ударе, или только о том, который вызвал пролитие крови.
Но 9 правило Двукратного собора имеет прямое отношение к современным дискуссиям: священника(ов), благословившего (их) и науськавшего(их) "православных активистов" на их рукосуйные акции, по этому правилу надо извергать из сана.
Казачьим духовникам, кстати, тоже стоит это помнить.