Невезучий тунец
vikond65 — 12.12.2023Ровно 85 лет назад, 12 декабря 1938 года, впервые поднялся в воздух прототип английского палубного пикирующего бомбардировщика, разведчика и торпедоносца Фэйри "Альбакор" (Albacore - белый или длиннокрылый тунец). Он был сделан на замену быстро устаревающего самолета аналогичного назначения Фэйри "Суордвиш" по прозвищу "авоська". Несмотря на сохранение архаичной бипланной схемы ("Альбакор" стал последним палубным бипланом британских ВВС), этот самолет благодаря лучшей аэродинамике и более мощному мотору обладал значительно улучшенными летно-техническими характеристиками.
К тому же, он отличался повышенным комфортом - закрытой кабиной с отоплением, вентиляцией и даже с туалетом. что позволяло экипажу лучше переносить долгие полеты. Самолет запустили в серию и до середины 1943 года выпустили 800 экземпляров. В период наибольшего распространения на "Аьбакорах" летало 15 торпедоносных и легкобомбардировочных эскадрилий "Ройял Нэйви".
Однако, несмотря на свои достоинства, "Альбакору" за годы службы не удалось достичь и малой доли тех выдающихся побед, которые выпали на долю "Суордфишей". В 1940 году "Авоськи" блестящей ночной атакой и почти без потерь разгромили итальянский линейный флот в гавани Таранто. А в 1941-м они нанесли фатальные повреждения новейшему немецкому линкору "Бисмарк", ставшие причиной его гибели.
За "Альбакором" подобных успехов не числилось, а числилось лишь несколько провальных операций, например, малоудачные рейды на северные порты Петсамо и Киркенес 30 июля 1941 года, где "тунцам" удалось потопить лишь один небольшой транспорт ценой потери 12 машин от атак истребтелей и зенитного огня. Кроме того, англичане лишились четырех палубных истребителей сопровождения Фэйри "Фулмар".
9 марта 1942 года 12 "Альбакоров" с авианосца "Викторис" безуспешно атаковали немецкий линкор "Тирпиц", но не добились ни одного попадания и потеряли два самолета. Большинство "Тунцов" за годы войны выполняло рутинные задачи по сопровождению конвоев и противолодоччному патрулированию, а также - атакуя наземные объекты при высадках союзников в Северной Африке, на Сицилии и в Южной Италии.
Но и в противолодочных миссиях их успехи оказались гораздо ниже, чем у старых "Суордфишей", которые утопили 14 немецких субмарин, а "Тунцы" - ни одной. Вероятно, это объяснялось тем, что на "Альбакор" почему-то так и не установили противолодочный радар, которым оснащалась поздняя версия "Суордфиша".
В общем, "комфортный торпедоносец" себя не проявил и не оправдал, отчасти, из-за элементарного невезения. Кстати, его производство закончилось на год раньше, чем "Суордфишей", которых построили аж 2400 штук, втрое больше, чем "Альбакоров".
На заставке - "Альбакоры" - участники операции "Факел" - высадки союзников во французской Северной Африке.
"Суордфиш" - предшественник "Альбакора".
"Альбакор" с авиаторпедой.
"Альбакор" в авиамузее со сложенныи крыльями.
Пожвеска под "Альбакор" 250-фунтовых (113-кг) фугасных бомб.
Эскадрилья "Альбакоров" в полете.
Стандартные окраски и обозначения "Альбакоров" 1940 и 1942 годов.
|
</> |