Дон Мессер


Ровно 70 лет назад, 10 декабря 1953 года, в Севилье впервые поднялся в воздух прототип учебно-боевого самолета Испано Авиасьон НА-100 "Триана". Это была первая послевоенная разработка знаменитого германского авиаконструктора Вильгельма Мессершмитта, чьи стремительные остроносые истребители в годы войны стали символом Люфтваффе. Впрочем, машина, которую Мессершмитт спроектировал в Испании, своим "лобастым" силуэтом была на них совсем не похожа.
В 1948 году Мессершмитт, не успевший бежать из Германии, был обвинен в сотрудничестве с нацистами и в использовании на его заводах рабского труда узников концлагерей. Его осудили на 10 лет, но через два года помиловали и выпустили на свободу. Однако в Западной Германии до 1955 года существовал запрет англо-американских оккупационных властей на на проектирование и выпуск самолетов. Не желая отказываться от своей професссиональной деятельности, Мессершмитт принял предложение испанского правительства стать главным конструктором севильского авиазавода Испано Авиасьон.
Первым заданием стало проектирование "продвинутого" УТС для замены морально устаревшего тренировочного самолета НА-43 образца 1942 года, полудеревянной консрукции, с неубирающимся шасси. Мессершмитт разработал гораздо более совершенную машину - цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся трехопорным шасси, носовой стойкой и большим беспереплетным фонарем с отличным обзором.
В качестве силовой установки выбрали американский девятицилиндровый звездообразный мотор "Райт-Циклон" R-1820 мощностью 800 л.с, что было даже много для "летающего тренажера". Однако пришлось ставить то, что, как считалось, американцы готовы были продать. Самолет успешно прошел испытания, что и неудивительно, учитывая авиаконструкторский талант Мессершмитта. В 1955 году командование испанских ВВС заказало 40 экземпляров "Трианы", однако, с закупкой американских моторов возникла проблема. США отказались их продавать, предлагая вместо этого собственные УТС Норт-Америкен Т-28 "Троуджен", очень похожие на НА-100.
Испанцев это не устроило, между тем, 20 уже построенных машин "зависли" без двигатетей. Однако в том же году Мессершмитт по собственной инициативе переделал "Триану" под спарку французских реактивных двигателей "Турбомека Марбор". Адаптация получилась чрезвычайно удачной и новый самолет запустили в серию под обозначением НА-200 "Саетта". Но это уже другая история.
На заставке - первый прототип НА-100 еще без каких-либо обозначений.

НА-200 перед взлетом.

"Триана", получивший опознавательные знаки и оборудование задней кабины инструктора.

Самолет в ударном варианте с подкрыльевыми ракетными подвесками.

НА-200 в строевой сине-фиолетовой окраске.
|
</> |