Невероятный Гауди. Каса Мила
moyage311 — 11.05.2021 В моем списке невероятных произведений Антонио Гауди будет всего три названия - как раз, чтобы устроить виртуальный подиум, Ступени почета займет тройка самых значительных барселонских сооружений прославленного архитектора.Рассмотрю их по очереди, начиная с третьего места, с Каса Мила. Потом буду подниматься вверх. Место на подиуме означает только одно - степень моего интереса к объекту, обусловленную моими личными предпочтениями. У каждого они, само собой, индивидуальные и зависят от множества причин.
Барселонцы, например, Дом Мила не сразу приняли. Еще на этапе строительства (1906 - 1910г.г.) они дали ему прозвище "Ла Педрера" -- "Каменоломня" и относились к нему поначалу приблизительно так, как парижане к только построенной Эйфелевой башне.
Каса Мила, получил свое название по имени заказчика и первого владельца. Этот Дом (каса) стал последнем светским строением Гауди и первым архитектурным памятником 20 века, внесенным в список Всемирного наследия Юнеско.
Выглядит сооружение так, будто высечено из одного куска камня...или вылеплено из глины...Больше скульптура, чем архитектура
На чердаке Дома Мила находится музей творчества Гауди. Здесь можно увидеть макеты, чертежи, наброски - всю творческую кухню великого мастера, представленную в исследованиях его преемников.
Вот макет Дома Мила - вид со стороны улицы:
Сам Гауди макетов не делал, даже чертежами себя не напрягал. У него были наброски идей и с них он "лепил" свои здания. Для этого ему приходилось практически жить на стройке. Он был, как режиссер на съемочной площадке. Как дирижер у пульта. Творил по представлению и настроению, имея внутри четкий замысел, известный только ему.
Макет Дома Мила со стороны заднего фасада с разрезом по внутреннему двору:
Само чердачное помещение тоже представляет интерес. Кровлю поддерживают параболические кирпичные арки, в количестве 270 штук.
Параболические арки - характерная деталь многих работ Гауди. Идеальные пропорции дуг он искал таким способом, как показано на фото:
В кривых, которые образуют цепочки, свисающие под действием силы тяжести, можно угадать очертания башен Собора Саграда Фамилия. Особенно, если перевернуть их с помощью зеркала:
Каркас - конструктивная схема Собора Святого Семейства:
Создавая причудливый декор своих творений, Гауди вдохновлялся тем, что видел вокруг себя. Особенно часто в его фантазиях встречаются плоды и другие растительные элементы.
К сожалению, из-за дождя нам не удалось пройтись по балконам заднего фасада и по крыше, куда в хорошую погоду пускают посетителей.
Смогли только из окон верхних этажей заглянуть в один из внутренних дворов-патио (всего их в доме два - круглый и овальный и еще два круглых световых колодца на всю высоту здания). Смогли увидеть часть дымоходов экзотических форм - приметную деталь в творчестве архитектора. Этих дымоходов на крыше - целый лес, прогуляться в котором было бы очень интересно.
В Каса Мила было использовано множество новаторских приемов и идей, которые обогнали свое время. Отсутствие внутренних несущих стен и, как следствие, возможность свободной планировки, когда межкомнатные перегородки можно перемещать, как угодно, продвинутая система вентиляции, дневной свет во всех помещениях - сейчас этим не удивишь, но ведь это было начало 20 века.
На верхнем этаже, под чердаком расположен еще один музей: это квартира, отделанная в духе той эпохи в которой жил и творил Гауди и в которой правил модерн.
В отличие от самого дома, внутренняя отделка не произвела впечатления чего-то новаторского: все достаточно традиционно. Но это была воля заказчика, который не дал возможности архитектору проявить себя, как следует. Например, Гауди предлагал все перегородки сделать волнообразными.
Нам, живущим в 21 веке, трудно правильно оценить, что на тот момент являлось "писком" прогресса. Вот эта ванная, например. В наши дни она смотрится довольно простенько (хотя и сейчас далеко не каждый может похвастаться такими удобствами!). А в те времена, наверное, это вообще был космос!.
Кухонное оборудование показалось архаичным. Даже с учетом его столетнего возраста.
Зато всё остальное на уровне. Места - хоть отбавляй. Есть где прислуге развернуться. Рабочие столы, раковины, шкафы - полный кухонный набор.
Буфетная-столовая выглядит совсем современно (почти, как фото из рекламного каталога ИКЕА)...
...а соединение ее с кухней в одно пространство с возможностью при необходимости разделить его с помощью раздвижных дверей - это вообще на пять с плюсом!
Понятно, что в такой квартире жили не самые бедные люди
Еще одно пространство-раскладушка: гостиная + парадная столовая.
В "официальных" залах - сплошной модный и изысканный модерн. Приватные помещения выглядят попроще. Маленькие комнатки для прислуги, которая проживала здесь же, оформлены совсем аскетично.
Нетрудно представить, как здесь вечерами собирались гости или семья, общались, обсуждали дела или новости... Без всякого телевизора!
Кованные решетки выполнены известным каталонским архитектором - Жужолем, с которым Гауди не раз сотрудничал при строительстве других своих объектов. Гауди, кстати, и сам отлично работал с металлом: свою творческую деятельность он начинал в кузнечной мастерской отца.
Большая часть Каса Мила - частное владение. Здесь размещаются какие-то офисы, что не могло не сказаться на внешнем облике здания (чего только стоят пластиковые окна на главном фасаде! - и куда только ЮНЕСКО смотрит!) Мэрия мечтает выкупить его и целиком отдать под музей.
А какое впечатление произвел Дом на вас? Хотели бы вы иметь квартиру в "Каменоломне"?)) Или такая эстетика оказывает на вас угнетающее воздействие?
|
</> |