Неужели Уэллс был не прав!?

топ 100 блогов maxim_akimov21.04.2012

В детстве я зачитывался романами Герберта Уэллса и особенно «Машиной времени». Мир раздвоившегося общества морлоков и элоев, представал, в моём воображении, ярко и реалистично, я буквально видел этих существ, и, как в зазеркалье, входил в уэллсовскую реальность будущего.
Но я вырос, и то, что было, прежде, категорией будущего времени, стало этапом настоящего, я подошёл к середине жизни, а необычные времена, шедшие куда-то, рядом со мной, изменили облик реальности так интенсивно и непривычно, что мою, ещё относительно недолгую жизнь, можно-таки считать и путешествием во времени, по крайней мере, шагом в иную реальность.
Но что в ней, в этой реальности? Сбылись ли предсказания, и каковой она явилась, на фоне детских путешествий на «Машине времени»?
А предсказания-то, похоже, не сбылись, во всяком случае, сбылись они совсем не так, как представлялось. У властителя детских дум Уэллса, человечество разделяется на две категории существ, чертой же и рубежом, который делит противопоставленные касты, является, конечно же, труд, деятельность.
У великого фантаста, работающая часть людей, занятая, целыми днями, в закрытых корпусах, в подземке метро, в прочих «катакомбах», деградирует до состояния морлоков - бесцветных маньяков подземелья, которые и сами уже не хотят выходить на свет Божий, не имеют радости и песен, и лишь мстят касте бывших господ, верней не мстят даже, а пожирают их, отлавливая по одному, но и подкармливая, чтоб те не померли сами.
Каста же элоев, занятых лишь радостью и песнями, деградировала не меньше «детей подземелья», бывшие аристократы, праздная часть богатого сословия, стала столь инфантильной, что это уже не детскость даже, а забытьё младенчества, это инфантилизм в чистом состоянии, который не позволяет осознавать реальность.

Разумеется, Уэллс писал не столько о будущем, сколько о настоящем, как и любой другой фантаст, работавший в жанре тонкой социальной философии, он осмысляет, прежде всего те тенденции, которые присутствуют в современном ему обществе, и требуют внимания, как болезнь требует излечения. И сейчас я не хочу сказать, что писатель был неправ в своих конкретных предсказаниях, в типологиях трансформации человека будущего; нет конечно, он, наверняка и не старался гадать и угадывать, он просто писал своё полотно.
Но я, всё же, оттолкнусь от его яркого образа и использую-таки здесь эту градацию деградации, простите за каламбур, которая представлялась ему весьма реальной и вероятной, в конце девятнадцатого и а начале двадцатого века.
Подразумевала же она, следующее: господа станут ещё более «господами», то есть двигаться они продолжат лишь к стереотипу праздности, веселья, господствующий класс будет характеризоваться лишь этим; «морлоки» же, то есть низший класс, будет обречён работать в своих подземельях, в катакомбах, и деградировать в сторону крайнего отвыкания от праздности и веселий, двигаться к полуживотному состоянию бесцветного существа, искалеченного излишностью труда.
Но что же мы видим в реальности нынешнего дня?
А он открыл нам любопытнейшую картинку: господствующий класс придумал совершенно иную крайность – вместо того, чтоб не давать «морлокам» отдыха, он теперь не даёт им работать, и делает всё, для того, чтоб класс низших страт был лишь потребителем, лишь глядел зрелища, чтоб был аудиторией, покупателем, приобретателем, и всем подобным, но не работал! Ему даже деньги напечатают, всё дадут, лишь бы он не мешал классу, составленному из людей, (захвативших средства производства), реализовывать себя, делать что-то своё, транслировать это на потребителей, распространять.
Речь я веду, разумеется о европеизированных обществах, хотя и во всех прочих, (быть может, кроме обществ, существующих к югу от Сахары), движение заметно к тому же самому.
В европеизированных обществах современности, проблема бедности не преодолена полностью, но всё же, проблема крайней нищеты отброшена-таки из контекста, поскольку, оттолкнувшись, некогда, от технологий греко-римского наследия, общество накопило уже такую сумму материальных ценностей и возможностей, что прокормить потребителя способно довольно легко, дать потребителю необходимое, сунуть какое-то денежное пособие, лишь бы он был единицей потребляющей, видом под названием «хомо потреблятос», лишь бы не лез в творцы, в организаторы, в сословие, захватившее возможность действовать, возможность активности.
Любопытная картинка, не правда ли? Господа отняли у плебса последнее – его тяжкий труд! И плебс стал неким гибридом элоя и морлока!
О, Герберт Уэллс, прости уж нас, наше общество придумало и воплотило что-то ещё более замысловатое и искаженное, чем ты предсказывал.

Русский же писатель – Антон Павлович Чехов, предвидел развитие прогрессивных технологий, и в своём «Доме с мезонином», устами одного из героев-романтиков, высказывает предположение, что настанут времена, когда каждый человек будет работать, но не больше трёх часов в день, и гармоничность сделается характеристикой общества.

И вот ведь дела, настало оно, это время, когда каждому можно было бы работать не больше трёх-четырёх часов, и гармония была бы близка, да только не дадут так жить каждому, не позволят, ведь доминирующий клсс не желает делить работу на всех, по справедливости.
Чуть выше, я разумеется, упростил схему, сказав, что нынче существует лишь две касты, первая - работающая и получающая от этого статус, высокий доход и удовлетворение, вторая - вынужденная не работать, или прозябать (даже имея работу), обреченная быть потребителем. На самом-то деле есть ещё одна, немаловажная деталь – каста «хозяев работы» держит у себя тех, кто делает всю «чёрную работу», то есть выполняет нечто нудное, или тяжелое, или просто горбатится, почти не имея возможности воспользоваться «социальным лифтом», и казалось бы, эту работу можно было бы разделить на всех тех, кто хотел бы работать (так как мечтал Чехов – по три, или четыре часа), но этого делать никто не позволит, ведь сие развалит весь принцип системы, который заключён в антагонизме «потребителей» и «творцов».
Класс «творцов», а вернее «хозяев работы», использует ещё и «таджиков», то есть некий субъект, который, в данном случае, вообще выключен из системы общественной жизни, и существует лишь как приложение к оной, как некая живая сила, не учитывающаяся в схеме социальной матрицы, хотя, на самом деле активно присутствующая в ней. Это ещё больше искажает всю систему.
Надо сказать, что «таджики» есть не только в России, труд «нелегалов» - это наркотик для обществ, каждое из которых, подсев на этакую наркоту, очень сопротивляется, когда его пытаются вылечить от данной зависимости.

Но оговорив эти сложные моменты, вернусь к главному! Антагонизм «творцов» и «потребителей» очень оберегается «творцами», они очень тщательно поддерживают это напряжение, заботятся, чтоб оно не уменьшилось, и всячески сопротивляются, когда какой-то из потенциальных потребителей, желает войти в касту «творцов». И не важно, идёт ли речь о попытках вхождения «морлока» в творческую интеллигенцию, или в разряд деятелей, предпринимающих что-то ещё.
Класс «творцов», класс «хозяев работы» всячески отбрыкивается, отбрасывает тех, кто пытается приблизиться, предложить свою концепцию, произвести, осуществить что-то своё, придумать собственную концепцию жизни, занять внимание тех, кто является тем самым «потребителем», «аудиторией». За него-то, как за невесту, и идёт борьба, не на жизнь, а на смерть.

Однако, и это было бы ещё не самым странным, и далеко не самым страшным, если бы «творцы» и «хозяева работ» не прибегали к такому явлению, которое я называю «имитацией творения». А ведь это слишком распространённое явление, особенно в той среде, о которой я могу говорить с позиции специалиста – в среде производства нематериальных, культурных ценностей.
Здесь нынче безраздельно царит некая «дарьядонцова» и «раельныепацаны» - чистые примеры имитации творчества, создатели которых используются преимуществами некоей группы «хозяев положения», и всеми силами, пытаются не допустить «на сцену» иных творцов, старательно выталкивая их на поле, где обитают потребители. «Творцы», имитирующие творчество, сами-то не хотят надрывать душу, заниматься истинным творчеством, они всего лишь играют в творцов, будто невсерьёз, будто ради одних денег, хотя, понятное дело, что на кону-то стоят не только деньги, а стереотип жизни, (когда ты играешь роль творца, пользуешься всеми привилегиями, статусом творца).
И искаженность ситуации осложнена тем, что они будто бы и творцы, ведь они хотят творить, они целыми днями что-то делают, в тунеядстве их не обвинишь, но в тоже время, они не хотят делать это по-настоящему. И они, нарочно, «формируют» вкусы публики, нарочно отупляют того самого «потребителя», ведь с таким проще, его легче усадить в кресла зрительских аудиторий, его легче не допустить к позициям «касты творцов».
Помимо искажённости ситуации в творческой нише, я могу, разумеется привести и другие примеры, где нынешняя «каста творцов» имитирует творчество. Конечно же, упомяну мой дежурный, и весьма злободневный пример – трансгенную колбасу из бразильской буйволятины и соевого наполнителя. Производители этой гадости стремятся, как можно надёжнее, захватить рынок, защитить свои позиции, не допустить иных, кто мог бы предложить другой продукт, качественный, мясной, по более низким ценам. Таких конкурентов, (особенно если они малы, если начинают свою деятельность где-нибудь в липецкой глубинке), просто вытеснят, выдавят, оттеснят из пространства, которое я условно назвал полем «касты творцов», а результатом будет сохранение «статус кво», когда настоящего творца, выращивающего нормальных бычков и свинок, нормальной мясной породы, желающего производить нормальную российскую колбасу для своих людей, просто сожрут, как ту самую колбасу, устранят его именно те, кто «имитирует творчество», захватив удобные позиции в «касте творцов», вернее его оттеснят на поле, где обитают «хомо потреблятос», а в посёлке, или городке, где могли бы производить нормальную мясную колбасу, все магазины так и останутся завалены соево-трансгенной гадостью, произведенной в Москве и Питере из привозной бразильской буйволятины.

Вот так и живём, опровергая Герберта Уэллса, и ладно бы его одного, но ведь и заветы родненького Антона Павловича не претворяем в жизнь. Верней, от Уэллса-то кое-что взяли, разве что тип элоя и морлока перемешали, сотворив дикую смесь, его перепутали, спутали, а общество, однако ж, снова разделили надвое. И глупое это деление, дурное, хотя и не такое фатальное, как у автора «Машины времени», но ведь мечталось-то о другом, не о тупом потребительстве «продуктов», выдаваемых бездарными творцами, (а когда не бездарными, то очень средними, вся талантливость которых идёт лишь на умение захватить удобные позиции в «касте творцов» и «хозяев работы»).
Но всё-таки, подшутил же чёрт, выдумал же фокус – господа бьются и не отдают работу, а бывший плебс не может пробиться к ней!
А хотелось бы, открыть томик Антона Павловича, окунуться, в очередной раз перечитать «Дом с мезонином», а потом, откинуться на спинку кресла и сказать самому себе: «Вот ведь надо же, сбылось-таки разумное предсказанье! У всех есть работа, каждый не имитирует деятельность, а полноценно и плодотворно трудится, но по три часа в день, или сколько захочет, и никто не заставляет больше, но никто не отнимает возможностей, и гармония вплетена в действительность».
И никаких тебе элоев и морлоков, или нынешних измождённых лиц в электричке, половина из которых измучена нагрузками излишних работ при новом "капитализме", другая половина истерзана бездельем безработицы, и все они обречены быть потребителями, а не творцами, отрезанными от того мира, где живут «хозяева работы» и «творцы».
Социализм обещал создать такие возможности, чтоб каждый мог быть творцом, намеревался отменить все касты, к чертям собачьим, и сделать свободный вход в пространство деятельности и творчества. Эй, социализм, где ты? Давай приходи уже, соскучились мы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вроде бы и сибирский регион, а жара стоит за тридцатку. Дождики настолько смешные что пыль даже не смачивают. Когда же придет маленько прохлады? Человек такое существо, что когда тепло невмоготу, и холодно не нравиться. Мы загорели так как на море не загорели. Обгорели в нашем ...
Не спрашивайте меня, почему слова "русская интеллигенция" и "проституция" обязательно должны оказаться синонимами. Я и сам не знаю , - говорит журналист Виталий Портников. Цитирую. Вопиющий в пустыне Константин Аркадьевич Райкин на съезде Союза театральных деятелей Российской Федерации - ...
Сегодня в Замоскворецком суде Москвы была рассмотрена апелляционная жалоба на избрание меры пресечения для Евгении Беркович и Светланы Петрийчук по подлому «террористическому делу». Никто не ждал законности и справедливости от суда, потому что суда нет. Но не решением суда войдёт этот ...
Моя хорошая знакомая Лота дописала и выложила на АТ новую книгу, называется "Даром". Это... вот как сказать. Фантастический реализм. В мире случилось нечто - и человечество с этим нечтом кое-как справляется. Похоже на классическую фантастику 2000-ых - Дяченки, Громов, Лукьяненко. ...
Если в поисковик гугла забить название город Чивита ди Баньореджо, то на десятках страниц выплывут пугающие названия запрашиваемых статей: умирающий город, город-призрак, мертвый город, город, который умирает, и даже город, который умер! Ну и везде одна и та же информация - коррозия, ...