Неудобный вопрос к тяжёлой точке зрения

В ЖЖ на тему пыток в колониях и дедовщины в Армии высказался довольно компетентный блоггер побывавший и там, и там (в смысле отслужил срочную в Российской Армии и побывал в местах не столь отдалённых). К тому же блоггер хорошо знает историю и удачно проводит параллели. Вкратце мысль такая. Мордобой (муштра) в Армии традиционно, с петровских времён, когда могли превратить служивого человека побоями буквально в животное, до такой степени, что уже никакого страха перед врагом не было, человек превращался в автомат, перезаряжающий оружие и воспринимающий смерть как освобождение от боли. Причём все экзекуции проводили сами рядовые, что снимало с повестки ненависть к командирам. Но новые времена оказались здесь ещё изощрённее - офицеры и их прислужники дедушки коммерциализировали процесс и с подразделения получается выход, который молодые должны вносить ежемесячно, чтобы просто не били, а там через полгода можно уже бить самому (сейчас дедушка уже фактически через полгода). Этого выхода вполне хватает на безбедное существование командному составу. Сразу говорю, что версию прочитал, но подтвердить не могу, про дедовщину в РА знакомые и родные рассказывали, а вот про такие поборы нет. То есть версия остаётся на совести блоггера.
Дальше, похожая система в местах не столь отдалённых, только ещё интереснее. Там есть и контингент, который может очень хорошо платить. Но его же надо стимулировать это делать и выбираются авторитеты, которых показательно лупят и доводят до скотского состояния изощрёнными издевательствами. Остальные, чтобы с ними не сделали этого же вынуждены платить и гораздо большие суммы чем в Армии. Тоже самое. Ни от кого ничего подобного я не слышал (но станно бы думать, что о таком кто-то бы откровенно рассказал, если бы оно было). То есть это тоже на совести блоггера.
Известно, что эта же тема (дедовщина) и одна из тем Сапожника (блоггера Алексея Рощина). Ну вот не знаю служил ли Сапожник в Армии и есть ли у него какой-то опыт в этой сфере. Могу рассказать только про себя.Служил (1987-89) офицером двухгодичником, но у чёрта на куличках. Дедовщина у нас была и это глупо отрицать, она фактически везде тогда была. Чтобы офицеры использовали дедовщину, как рычаг обогащения, этого не было точно. С этим уродливым явлением тогда упорно боролись, вплоть до того, что офицеры ночевали по очереди в казарме с рядовым и сержантским составом. Доходило и до трибкнала и дисбата, особо распустившиеся дедушки имели все шансы туда попасть. То есть явление уже было, но оно тогда не было видимо коммерциализировано (хотя не могу исключить, что в этом направлении у кого-то голова уже работала).
И всё это как- бы показывает неизбежность этого явления в России в принципе. Но...но у нас ведь были отцы. Так вот и покойный тесть и отец многократно подтвердили, что в их время (конец 50-х) в СА дедовщины не было. Ну хорошо, их части были образцово показательными, может оно где-то было. Поскольку дедовщина это было больное место, оно естественно в Армии бурно обсуждалось. В полку была группа уже пожилых офицеров, которые начинали служить в 60-е годы. И все как один говорили одно и тоже. Дедовщины не было, она появилась в конце 60-х годов, когда...в Армию стали брать прошедших места заключения по нетяжёлым статьям (что как раз говорит, что в местах не столь отдалённых это явление было). Но тем не менее сам факт, что было время и это время было в СССР, когда в Армии этого явления не было (назовём его уж честно, насилием по отношению к младшим сослуживцам, а не непонятным выражением - неуставные взаимоотношения). Так вот вопрос. Как этот факт сочетается с заявлением о вечной дикости россиян и неизбежности подобных отношений в Армии?
|
</> |