Неудачные строительные проекты Древнего Рима


Римляне по праву славятся своими архитектурными достижениями и инженерными подвигами. «Аква Клаудия» доставляла в город Рим 184 000 кубических метров воды в день по каналу длиной 68 километров, последние 16 километров которого проходили по высоким каменным аркам. Император Траян выкопал искусственную гавань площадью 32 гектара в устье Тибра, чтобы улучшить снабжение столицы зерном. Обширный купол Пантеона диаметром 44 метра оставался самым большим бетонным пролетом среди всех зданий до середины ХХ века. Но на фоне этих триумфов Римская империя была знакома и с бесхозяйственностью, растущими расходами и заброшенными работами.
В 111 году нашей эры Траян отправил своего официального представителя Плиния Младшего в провинцию Вифиния, на территории современной Турции. В обязанности Плиния входило устранение экономического беспорядка, охватившего города региона, которые пытались превзойти друг друга с помощью все более монументальных строительных работ.
По прибытии Плиний обнаружил ряд досадных ошибок. Граждане, или, скорее, гражданские власти Никомидии потратили 3 318 000 сестерциев на строительство акведука только для того, чтобы снести его и затем потратить еще 200 000 на новый, который также был заброшен до своего завершения. В соседнем городе Никее Плиний нашел недостроенный театр, стоимость которого до сих пор составляла 10 000 000 сестерциев, но который пришлось снести либо из-за непригодной местности, на которой он был построен, либо из-за плохого качества использованного камня.
Попытка определить сравнительные затраты в современной валюте сложна и, возможно, не имеет смысла для обеспечения ощущения масштаба. Но учитывая, что строительство целого храма в то время обычно обходилось в десятки, а не сотни тысяч сестерциев, можно сделать вывод, что сумма, потраченная на эти проекты, была, мягко говоря, значительной.
Плиний сообщил о своих выводах императору, который с понятной тревогой отреагировал на чрезмерные расходы и заявил о важности привлечения к ответственности виновных. Однако Траян по-прежнему считал важным, чтобы такие проекты продолжались при правильном управлении — потребность в инфраструктуре и общественных зданиях не исчезла только потому, что предыдущие попытки их строительства были некомпетентны.
Плиний, в свою очередь, призвал императора поддержать дальнейшие начинания, пообещав, что, сочетая в себе красоту и полезность, они будут достойны его правления и принесут пользу различным городам. В одном случае Плиний выступает за то, чтобы император спонсировал строительство канала, соединяющего озеро возле города Никомедия с морем, чтобы облегчить коммерческую логистику. Он отмечает, что на этом месте видны следы более ранней траншеи, и считает, что это свидетельство неудачной попытки реализовать аналогичный проект одного из предыдущих правителей региона. Для Плиния это возможность для его императора со славой «завершить то, что его предшественники только начали».
Полувеком ранее один из предшественников Траяна, Нерон, был ответственен за провал попытки построить канал от озера Авернус в Неаполитанском заливе до устья Тибра, длиной около 111 миль. Благородный по замыслу проект должен был обеспечить более безопасный путь для судоходства вдоль итальянского побережья в столицу и подвоз для её жителей запасов зерна. Увы, этот замысел тогда выходил за рамки того, что позволяла природа. Пять десятилетий спустя римский сенатор и историк Тацит заявил, что свидетельства этих «тщетных амбиций» все еще можно увидеть в скалах близ Авернуса. Интересно, что Тацит винил не только тщеславного и безвольного императора, но и архитекторов, которые задумали этот проект и попусту растратили ресурсы, выделенные императором.
Ответственность профессионалов строительной отрасли за напрасные траты признавал также римский архитектор Витрувий. Он открывает последнюю книгу своего трактата «Десять книг об архитектуре» объяснением закона греческого города Эфес:
Архитектор, получив заказ на какую-либо общественную работу, заранее обещает, какова будет ее стоимость. Как только эта смета будет передана мировому судье, его имущество будет передано под залог до завершения работы. Затем, когда она будет закончена, если фактические расходы соответствуют смете, его награждают особыми почестями.
Витрувий далее сетует, что такие правила не применялись в его время в Риме; это, по его словам, помешало бы неопытным и недобросовестным архитекторам действовать безнаказанно.
В Древнем Риме здание было памятником покровителя, который его задумал и оплатил, а архитекторы и строители редко получали признание за свой вклад. С исторической точки зрения это вводит в заблуждение, поскольку мы склонны недооценивать роль, которую другие играли в планировании структур, приписывая слишком большую часть проектирования уму правителя. Это также может служить предупреждением потенциальным строителям: поделитесь заслугами или примите на себя ответственность.
Кристофер Сивицки — научный сотрудник Британской школы в Риме.