непростые нравственные вопросы: "Аутсорс" реж. Душан Григоров
users-arlekin- — 08.04.2025
"Катарсис - вроде психологического оргазма... разрядка для
ума".
Покопавшись самую малость в анамнезе проекта, обнаружил, что
автор литературного первоисточника (как вариант - источника
вдохновения для сценаристки и продюсеров) - Денис Драгунский, и
недолго удивляясь, обратился к его тексту: интеллигентская
графомания, замешанная на лицемерии зажравшихся потомственных
номенклатурщиков (которым "стыд" за родителей-извергов не мешает
проживать в их прекрасных "сталинских" квартирах, а лучше того, с
израильскими как минимум - а в идеале гражданством США или ЕС -
жировать у теплых морей на деньги от сдачи этих квартир в аренду),
построенная на мотивах смертной казни и образах палачей, но в
деталях весьма далекая от того, что из себя представляет сериал,
драматургом которого значится Анна Козлова. Такое ощущение, что
половина русскоязычных сериалов ею написана и самых разных жанров,
от мелодрамы до криминала - хотя как правило на что-то претендующий
многосерийный онлайн-проект соединяет все жанры сразу, а уж
мелодраматический с криминальным обязательно, и замешивает их на
социально-исторической проблематике. Уровень мышления Анны Козловой
в чистом виде тем не менее проще оценить не по сериалам, где
сценарий подвергается значительным трансформациям (взять хотя бы
"Кеша должен умереть", переписанный набело Константином
Богомоловым), а по театральному спектаклю "Последнее лето", в
основе которого опус все той же Анны Козловой:
Вымышленный, условно-обобщенный дальневосточный захолустный -
но со своим небольшим аэропортом - город Елизов (в Камчатской
области есть свое Елизово, это другое), 1996 год, тюрьма, где
содержатся приговоренные к смертной казни. Откуда ни возьмись, а
точнее, из города Кимры ("Где это вообще? - Лучше не
знать..."; хотя Анна Козлова может и не знать, конечно, а
вообще это Тверская область и от Москвы не так уж далеко... всяко
поближе Елизова и популярное туристическое место с памятниками
деревянного модерна, который год сам планирую добраться...)
приезжает новый сотрудник Константин (Иван Янковский),
представляется начальнику (Виталий Коваленко), обустраивается с
женой Ниной (Дарья Котрелева), и предлагает коллегам, участвующим в
исполнении смертных приговоров (Саша - Эльдар Калимуллин, Рома -
Данил Стеклов, тюремный врач Петр Алексеевич - в этой роли не сразу
узнал когда-то хорошо известного по театральным работам Леонида
Тележинского, прокурор Андрей Валентинович - Дмитрий Сумин)
подработать, взимая нехилую плату, желательно в долларах, с
родственников потерпевших, желающих осуществить казнь убийц их
близких собственноручно; точнее, сперва Константин помогает Роману
спрятать до поры труп убитого им насильника, жертвой которого прям
сразу после "девичника" стала невеста Романа; зато уже на второй
попытке "аутсорса" дела идут наперекосяк...
Вообще когда понятие "аутсорс" вошло в речевой обиход? Скорее
к концу 2000-х, в 90-е я и слова такого не слыхал... история со
вторым делом горе-"аутсорсинга" фантасмагорична настолько - при том
вроде претендует на некую даже бытовую "достоверность" - что все
участвующие в ней персонажи выглядят идиотами, начиная с
безутешного отца убитого "серийным" доктором (якобы из милосердия)
неизлечимо больного ребенка: пожилой человек, потеряв малыша,
сходится с молодым парнем (напрямую сексуальная подоплека их
отношений не предъявлена, но что еще может делать персонаж Дениса
Парамонова в доме у старика?.. кстати, почему грустящий отец
настолько немолод, и куда исчезла мать, уж она-то вряд ли
старуха...), заканчивая собственно организаторами "аутсорса", но
самая нелепая, до комизма, фигура - этот самый юноша, после
неожиданного самоубийства любовника (?) требующего на оставшиеся от
старика деньги осуществление мести убийце его ребенка (?!) и так
настойчиво, что не поддается уразумению... а в результате после
всех приключений и истязаний погибающий.
Впрочем, скудный антураж далекой провинции и отдельные типажи
(вроде матери Романа - очередной из многих подобных персонаж Ольги
Лапшиной - православная язычница-изуверка, человеконенавистница,
сгнобившая единственного и уже взрослого сына деспотизмом и
самодурством...) узнаваемы и позволяют сюжет и не фантастический
как будто, и на редкость нескладный - а уж до чего небрежно
прописанный! одна нитка рвется, другая распускается... -
воспринимать с интересом, потому что, разумеется, не в сюжете дело.
Настойчивое обращение к 90-м (и заодно с ними к концу 80-х) с их
как бы и недавними, у большинства на памяти, но уже окончательно
растворившимися в противоречивых мифах реалиями, показательно: там,
в "перестройке" и в первом десятилетии пост-перестроечном стараются
откопать фундамент нынешней... "стабильности": в ход опять идут
проверенные временем маньяки (см. "Фишер"), мотивы, связанные с
ВИЧ, когда выясняется, что сексоголик-врач Петр Алексеевич заразил
жену, сам умудрившись остаться "чистым" (см. "Нулевой пациент"),
только что без "Чернобыля" с Афганом обошлось; так или иначе
середина 90-х - удобное время для "моделирования" потенциальных
альтернатив в прошлом, одновременно и недавнем, и все-таки, от
греха, безвозвратно прошедшем. Но уж больно Анна Козлова путано и
произвольно "моделирует", а режиссер Душан Григоров со своей
стороны пытается этой умозрительной модели добавить
"атмосфЭрности", нарастить плоть на искусственные драматургические
конструкции и почти мультяшные по одномерности характеры (герой,
номинально выступающий "пружиной" истории - в лице Ивана Янковского
- просто ходячая функция, его персональная сюжетная линия
неуловима, характер непостигаем...), за счет пейзажной фактуры,
оттеняющей "ужасти" событийного ряда - тарковщина и достоевщина в
комплекте!- плюс саундтрек, в котором поп-хиты 90-х соединяются с
музыкой барокко (а барочная музыка наряду со стихами Бродского в
театре давно служит последней подпоркой беспомощным... в кино
теперь, значит, тоже).
Лично я не мог пройти мимо подробности, разрастающейся было в
одной из серии до значимого мотива, но потом, как и все остальное,
сдувающейся на нет: у загадочного Константина жена - филолог;
безработная, естественно, а все же образованная и с "запросами"; у
них там какая-то сложная предыстория, сценаристами вконец замятая
(что-то он ей обещал, о чем-то договаривался...), но суть в том,
что не имеющая собственно дохода женщина пользуется деньгами мужа,
и тот ей выдает сумму из доходов от "аутсорса" на покупку новых
сапог (ага, "куплю жене сапоги", для того времени формула
Лени Голубкова сакраментальная, почти фетишистская!) - однако Нина
вместо этого приобрела... букинистическое собрание сочинений
Шиллера, дочка же выдала тайну мамы папе... и тогда муж выбросил
старые сапоги жены в помойку и заставил ее ходить по морозу
босиком... ну то есть в тапках, но символически она босой осталась,
а когда с расстройства изменила с сослуживцем, еще и обрил наголо.
Кстати, роман с Романом (извините за невольный каламбур) у Нины
завязался посредством романа (еще раз извините) "Жеребец" Джеки
Коллинз: женщина дала сослуживцу мужа почитать книжку, с оговоркой,
что дрянь, а не литература: секс и деньги, хорошие и плохие, без
"непростых нравственных вопросов" - все тупо, однозначно, не то что
в жизни... и в настоящей литературе… под небом Шиллера и Гете,
так сказать! Ну тюремщику "Жеребец" как будто даже "зашел", но
фишка в другом: персонажи и в обыденном, рутинном злодействе (а то,
чем они занимаются даже в рамках "протокола" - очевидная мерзость),
и в криминальном его извращении (пресловутом "аутсорсе") не
ограничиваются элементарным преступлением из корысти - они
бесконечно размышляют и рассуждают, они спорят, доходя до драк (с
подачи в первую очередь таинственного Константина, но остальные
тоже втягиваются в этические диспуты: сами явные маньяки, убийцы и
просто скоты, они дискутируют, оспаривая либо утверждая право на
убийство, оперируя категориями "государство", "закон",
"справедливость"... при том оставаясь ментами, не отличимыми от
бандитов, погруженные в мелочные и частные семейные и любовные
разборки, движимые примитивной жадностью, а вдобавок животной
ревностью и местью... Полагаю, затея в том и состоит: на
примитивные поступки героев (весь проект с "аутсорсом" которых
обрывается еще более неожиданно и несуразно, чем завязался... в
духе "тарантиновском", заведомо, на уровне жанра исключеющим
серьезную "рефлексию") наложить якобы "сурьезную",
"смысложизненную" диалектику. И поэтому, отвлекаясь от вопросов к
художественному качеству результата, само по себе такое
целеполагание не выдерживает критики, а подавно сравнений - тем не
менее, видимо, неизбежных - с кинематографом Алексея
Балабанова.
И я б тогда вспомнил не только "Груз 200", но и "Кочегара", и
еще много чего, да практически любую из балабановских картин, хоть
раннего короткометражного "Трофима"! между прочим, тоже
обозначающие проблему историко-"археологическую", поиски "нулевого
пациента", точки "начала конца": в "Грузе 200" это
предперестроечный год, в "Брате" - 90-е после "первой чеченской", в
"Войне" - после второй... а в "Про уродов и людей" и в том же
"Трофиме" - вовсе дореволюционный период! И так вся история этой
страны, в какую точку ни ткни - всегда
"последние времена... по
всем приметам последние", Апокалипсис накануне...
"Такого
кризиса еще не видел свет, пиздец уж близится, а кризиса все
нет" - выразился по еще одному конкретному аналогичному поводу
Игорь Иртеньев. Но разница в том, что персонажи "Аутсорса" - и
многих сходных посредственных, но претенциозных поделок - пробуют в
ситуации перманентного местного Апокалписиса нащупать и даже
сформулировать некие универсальные основания собственного
житЬя-бытИя, во всех смыслах
"не по чину" задаются
вопросам, ищут ответы:
"Тварь я дрожащая, или право
имею?.." - вот чуть ли не буквально! Тогда как у Балабанова то
же самое короче, проще, яснее и точнее формулируется:
"Мухи у
нас!"
