Нижегородчина. Ч.4. Городец и Балахна - о контрастах.
nantik7 — 22.10.2023
В Городец и Балахну мы поехали на метеоре – есть в Нижнем Новгороде
такой водный транспорт на небольшие расстояния, идет от Речного
вокзала по Волге в обе стороны, цена умеренная.
Билеты нам удалось купить только на понедельник, что оказалось не слишком удачным решением: музеи, коими славится городок Городец, в том числе посвященные различным ремеслам, были – увы – закрыты. Согласно прогнозу хлынул проливной холодный дождь, поэтому и Волга пейзажами нас не баловала. Тем не менее, я опять считаю, что нам повезло: в городке Городец, обычно под завязку заполненном туристами, было почти пусто.



Умытый и чистенький городок (статус уездного города он получил только в 1922 году), как купчишка в яркой ситцевой рубахе, выставляющий свой товар на продажу, этакий Городец, а не просто Селянин, радовал своим видом безусловно, но мне казалось, что все прохожие так же, как и мы, – приехали сюда как покупатели. Мы вглядываемся в окна домов в поисках глухой резьбы, в другом месте нас бы погнали метлами, а здесь – ничего, привыкли. Арина ищет русалок-берегинь-фараонок, городок оказывается не таким уж и маленьким, часа два с перерывом на чай ходим без остановок.


Прекрасный, как обычно, пост о городецких музеях – у Варандея. https://varandej.livejournal.com/723382.html?ysclid=ln7miz611l557458730
Первым делом мы топаем к Федоровскому монастырю, его восстановили недавно (в 2008-11 годах) и смотрится он, как и весь центр Городец – «с иголочки». Возможно, кстати, что Городец и есть тот самый Малый Китеж, который Батый разорил по дороге к Большому; здесь же по преданию умер в 1263 году Александр Невский, возвращаясь из Золотой орды (перед смертью принял монашество с именем Алексий).





По староверческому преданию жители Малого Китежа, спасаясь от Батыевых орд, укрылись в овраге и там основали скит, где и почил после болезни Александр Невский, и часовня эта сохраняла и после Раскола веру истинную. Всего же в Городце три старообрядческих церкви – все они наследницы той самой часовни.

Еще в 1408 году Городец основательно разрушил хан Едигей, так, что на его месте до 17 века имелось урочище Пустой Городец, там и обосновались старообрядцы-кержаки, им, судя по всему, и обязан город стремительным взлетом своего благополучия, развитием ремесла и торговли: кустари-одиночки, ремесленные артели, литейный завод, верфи, резьба-пряники-свистульки. Куркулями звали местных завистливые соседи. Да и сейчас заглядываются на Городец жители Ивановской области с другого берега Волги. Вот Юрьевец – как бы и не хуже развивался, и статус уездного города имел в отличие от Городца, а жизнь в поволжском Юрьевце сейчас не в пример беднее, слабее, депрессивнее, чем у благополучного соседа.
В Городце я вижу умелое и забавное сочетание дерева и камня в элементах постройки или в каменном декоре наследие деревянного – так, наверное, и выглядело амбициозное пространство маленького богатого села досоветской эпохи.












Даже современные более-менее дома местные пытаются вписать в общую картинку, но на сайдинге декор смотрится… странно, хотя желание хоть как-то сохранить нарядный облик города мне нравится.


От пристани Городца виден шлюз.

Высаживаемся на метеоре в Балахне, распогодилось, идем к кладбищу мимо собора Рождества Христова (1674-1675).


Я прочитала ранее, что если рядовая застройка в Балахне менее сохранна и менее выразительна, чем в Городце, то культовое зодчество, пожалуй, и поинтереснее будет. В 1536 году, судя по летописям, город был уже и солидным, и многолюдным, далее он стал одним из центров соляных промыслов, но многократно подвергался набегам волжских разбойников, то есть жилось здесь купцам привольно, но неспокойно.
Итак, собор Рождества Христова – часть бывшего Рождественского монастыря – возвышается над пятиэтажками советского времени, над недавней постройки деревянными домиками.

Храм открыт, но вход в основную часть храма зарешечен, в центре солидный замок. Я расстраиваюсь, хочу посмотреть сохранившиеся фрески Двунадесятых праздников, и женщина, торгующая в лавке, расположена мне помочь, но увы, у нее нет ключа. «Недавно поменяли замок, он в руках у церковного начальства, нам не дают, даже батюшка наш давече не мог служить, пришел с паствой, а на дверях замок, старый ключ не подходит». Так старательно оберегают храмы от чужих, что и свои постепенно чужими становятся. Дошли до кладбища, посмотрели кладбищенские ворота

и церковь Троицы Живоначальной (1788), действительно изящную, не врут путеводители,


возвращаемся к Волге – с Покровскому монастырю, там церковь Покрова Богородицы (1680) и знаменитая шатровая Никольская церковь – древнейший каменный храм Нижегородской области, возведенный в 1552 году в честь взятия Казани.






«Ой, вы, пожалуйста, не фотографируйте, у нас батюшка строгий. Мне и так попадет, что чужих в храм пустила». И это при том, что я прилежно надела и платок, и юбку. Ну что тут скажешь… Фотографировать я, конечно, перестала и поскорее вышла.
Потащились к храму Воскресения Словущего (1789) – сейчас его трудно опознать как храмовое сооружение, обойти не удастся. Вернулись к Волге – странно, казалось, близ Городца и река – привольная, наполненная энергией, полноводная, а здесь – близ Балахны – пустая, невеселая, стоит ржавая баржа, другая медленно движется, дети в мутной заводи плещутся.


Но все равно хорошо, сидим на лавочке долго, входить обратно в город не очень-то хочется. Набережная и домики деревянные, наконец-то – остатки купеческого благополучия. Музей – увы – закрыт – понедельник, а жаль – все-таки этнография, антропология меня в этих краях интригуют больше, чем культовое зодчество.


Мимо вроде как главной площади (не очень понятно, где вообще центр),

мимо каких-то пустырей идем к самому красивому, наверное, храму Балахны – Спаса Нерукотворного образа (храм – 1668, колокольня – ровесница нашему Петропавловскому собору – 1703 примерно).



Узорочье, нарышкинский стиль, шедевр, построена на средства солепромышленника. Ни подойти, ни войти, ни обойти церковь практически невозможно – упираемся в огороды, а ограда и храм закрыты. Но и мы изрядно устали,

бредем к автобусной остановке, по пути кидаем взгляд на Воздвиженскую и Знаменскую церкви (середина 18 века)

и едем домой, в Нижний. Бодрый Городец и полусонная Балахна… Есть, конечно, города закрытые и открытые, интроверты и экстраверты, и только ли турбизнес так влияет на городскую психологию – не знаю. Следующий город, в который мы поедем завтра – современная твердыня православия – Арзамас.
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Грузин с арбузом, Принц и богиня.
День народного единства. Четвертое и Седьмое ноября
Так ли хорош был "Рыбный день"?
Меган, Гарри, Арчи и Лили готовятся к Хэллоуину
ПОБЕДИТЕЛЬ АМЕРИКИ
Чудеса и приключения № 4-5/1992
Королевская семья Иордании присутствует на открытии второй сессии 20-го
5 ноября нов. ст. (23 октября ст. ст.) - Священномученика Владимира Амбарцумова

