Непритязательный юзер эпохи Технологена не хочет трудностей в личной жизни


Минутка
Есть один вопрос, который я задал себе, когда на прошлых выходных писал о надувных лебедях и разрабатываемых эльфами чатботах.
Звучит оный вопрос так: почему, имея широкополосный интернет, производители кукол для особых нужд до сих пор не попробовали реализовать тот сценарий, о коем писал в "Мире на Земле" Станислав Лем?
Я уже цитировал названный роман в 2019 году, когда упоминал о мордорском проекте FEDOR. Кстати, что-то пропавшем из новостных лент. Повторять цитату не стану, ограничившись напоминанием о том, как выглядит очерченное Лемом направление технологического развития:
- вместо автонономного робота для развлечений производители сделали ставку на теледублей, т.е. - дистанционно управляемых людьми "пустышек";
- посколько равновесие теледубля поддерживает тот, кто им управляет, отпала необходимость в куче сложных механизмов (сервоприводов etc.), производители смогли удешевить производство и сосредоточиться на максимально качественной имитации человеческой внешности - кожи, слизистых оболочек и прочего;
- этот подход также избавил производителей от необходимости всовывать в свою продукцию какой-нибудь ИИ, косящий под человеческую психику, ибо, как было сказано выше, теледублем управляет живой человек.
Вместо этого воспользуюсь цитированием товарища Мараховского, чтобы выдвинуть гипотезу о том, почему акулы эльфийского бизнеса упорно не замечают перспектив теледублирования, а продолжают пилить надувных лебедей.
На днях Мараховский обозвал эпоху, в которую мы живём, термином "Технологен", написав о ней следующее:
Начало этой эпохи я положил бы в XIX столетии, пик в XX, а кризис - в наши дни. Если сжать её идеи в один-два тезиса, то манифест технологена прозвучит так:
«Технологии, развиваясь, всё лучше постигают действительность и обретают всё больше способности целенаправленно и эффективно управлять ею».
Это звучит логично, но есть проблемка. Сами по себе технологии по-прежнему мертвы и, как положено бесстрастным мертвецам, неспособны ничего «постигать», «ставить цели» и оценивать «эффективность». А как только за условным пультом возникает человек, оживляющий эти понятия - технологии теряют всякую бесстрастность и начинают лгать и ошибаться.
Так вот, к чему я это всё. Нынешний момент заслуживает считаться кризисным в истории технологена потому, что мы повсеместно видим результат взаимодействия развивающихся технологий, с одной стороны, и человека (вернее, миллионов человеков), с другой.
Человек, пару поколений воспитываемый технологиями, естественным образом массово прокачивает себе навык взаимодействия с ними - с целью получения удовлетворительных результатов этих взаимодействий а) максимально быстро и б) с минимальными затратами собственных ресурсов.
И вот тут начинается главное.
Самое время обидно поржать над футурологами былых времён, с какого-то перепугу решивших, что этот прокачиваемый человеком навык взаимодействия с технологиями окажется стремлением к истине, голодом духа и жаждой познания.
Совершенно очевидно, что голод духа никаким местом не соответствует задаче «получения удовлетворения максимально быстро и с минимальными затратами».
А вот навык непритязательности - соответствует. На данный момент он, разумеется, наглядней всего воплощён в тиктоке и его аналогах - но не стоит выносить за скобки никаких иных сфер деятельности.
Мы спотыкаемся о боевую непритязательность на множестве полян: от книжных саг, которые невозможно читать головой, и сериалов, при просмотре которых нужно реально «отключить мозг», чтобы не видеть с порога скучнейшего каркаса сюжетных алгоритмов, и до политических, экономических и медийных кампаний, построенных на технологичном удовлетворении требований текущего момента (последствий - ещё нет, поэтому их можно игнорировать).
Непритязательность - это своеобразный щит человека от слишком агрессивной «вселенной данных». Подобно тому как мягкотелые пельмени позднего докембрия отрастили себе первые раковины (попросту выделяя минерализованные результаты переработки пищи на свои спинки), человек эпохи технологена создал собственную раковину - «хавать что дают, относиться некритично, менять быстро, забывать сразу». Человек прячет своё настоящее, способное мыслить и чувствовать, тельце души куда-то сильно вглубь, до лучших времён, а на поверхности развивает приличествующие моменту потребительскую и социальную activities - своего рода имитации, предназначенные специально для «удовлетворительного взаимодействия с технологиями».
В практическом смысле это означает, что студентам пишут курсачи боты, боты преподов их проверяют и выставляют оценки, а количество и качество ошибок, произведённых этим заговором всеобщей непритязательности, непрерывно накапливается.
Применительно к надувным лебедям описанное Мараховским означает следующее: если производители сделают ставку на теледублей, управляемых человеком, то потребителям услуг, предоставляемых такими теледублями (и теми, кто ими управляет), придётся отказаться от непритязательности.
Ведь контактировать с живой женщиной (или мужчиной), пусть и спрятанной за более привлекательную внешнюю оболочку, для отупевшего потребителя контента тиктокового подвида - будет некомфортным. А значит, он не захочет такого опыта, предпочтя "общение" с куклой, у каковой унутре
Человек эпохи Технологена привык, что взаимодействие с Тихналогиями требует от него всё меньшего напряга, и развернуться на этом пути могут не только лишь все, а те, кто сознательно ведёт образ жизни "цифрового луддита". Ну, или "смартфонного луддита", ибо именно сии девайсы олицетворяют собой болваносферу (ещё один термин от ехидного Мараховского). И да, такие луддиты уже существуют - даже в Оплоте Свободы.
Остальные же, твёрдо вставшие на путь "удовлетворительного взаимодействия" с миром искусственных идиотов, идут в направлении, которое многократно очерчивал тот же Мараховский. Вот, из недавнего:
О человеке, купившем себе замечательный электроскутер с сидением и принявшемся кататься на нём повсюду, от магазина до работы, можно с уверенностью сказать одно: через год ему понадобится купить скутер с более широким сидением. Кроме того, у него резко повысится шанс заработать травму сухожилия из-за того, что однажды пришлось подняться в гору или просто взобраться по лестнице на девятый этаж, потому что лифт сломался. Ой, скажет такой человек. Что со мною стало, как это случилось.
Очень просто случилось: паразитизм является одновременно успехом (мы научились классно использовать ништяки среды, делегируя ей заботу о нас) и поражением (мы разучились заботиться о себе сами).
Внимание, вопрос: каких сверхспособностей, чиорд подери, мы можем ожидать от гражданина, с младенчества подсаженного на моментальные искусственные удовлетворители всех его, поначалу бесформенно-некритичных, желаний и вожделений? В каком месте он научится созидать сам - если и до того, как состоялось пришествие лимбической индустрии, в условно благословенном XX столетии, настоящая созидательность развивалась лишь в нескольких случаях из ста?
Это последнее, наверно, стоит пояснить. В нашем дворе в начале 1980-х дети постоянно испытывали голод духа. Мультики показывали дважды в день (и обычно одни и те же), тётя Валя возникала раз в неделю (тоже не балуя разнообразием), магазинные игрушки были малодоступны и не слишком разнообразны, а набор юного химика попадался крайне редко. Поэтому я даже не помню, когда именно и как я научился делать луки и стрелы, а также поливалки (флакон из-под бытовой техники и корпус шариковой ручки) и познал свойства карбида, брошенного в лужу - но это точно было до школы. В младших классах мы уже выплавляли свинец из аккумуляторов, тырили селитру и марганцовку, а то и магний для пиротехники, ходили с пугачами и запускали ракеты. Попутно, разумеется, лепя из пластилина и сочиняя стихи и рассказывая друг другу самодельные бесконечные сказки с продолжением про волков, инопланетян и вампиров и гроб на колёсиках.
И тем не менее, войдя во взрослую жизнь, лишь немногие из нашего двора, думаю, стали инноваторами.
Дальше я хотел написать «у меня есть серьёзные сомнения в том, что тикток простимулирует новую порцию землян к высотам творчества», но это было бы лицемерием. Какие ещё сомнения. Можно же просто зайти в тикток и посмотреть, чего там дают - чтобы убедиться в банальной вещи:
- В среднем каждое из трендовых тиктокерских видео уже и сегодня симпатично и скучно (если не считать украинских боевых воплей, залайканных по идейно-истерическим причинам: они скучны, но не симпатичны). Эффект симпатичности создаётся по одному и тому же алгоритму: миловидный X внезапно Y в Z (таксист внезапно поёт в такси, официантки внезапно вертят бёдрами в кафе под музыку, ивано-франковское пати внезапно в полном составе получает повестки, казахские школьницы внезапно вертят бёдрами в уборной, негр внезапно танцует под иванушек, турчанка внезапно бьёт в бубен в офисе, блондинка внезапно вертит бёдрами перед вольером с кенгуру, милый котик матерясь бежит от пылесоса). Эффект залипания создаётся бесконечной сменой одного симпатичного скучно-внезапного видоса на другой.
Ув. меня, разумеется, можно упрекнуть в том, что я просто не понимаю вайба, а на самом деле всё офигенно захватывающе интересно тем, кто понимает - но, простите, растущую статистику диагнозов «депрессия и тревожность» в возрасте между 3 и 17 годами тоже я придумал?
Или, может быть, я придумал, что у молодого поколения передовых землян тупо отрубается одно из базовых витальных влечений? «В период с 2009 по 2018 год доля юношества, сообщающего об отсутствии сексуальной активности как в одиночку, так и с партнерами, выросла с 28,8% до 44,2% среди юношей и с 49,5% в 2009 году до 74% среди девушек».
Болваносфера предоставила ув. землянам конца 1990-х - конца 2000-х годов выпуска столько классных возможностей: можно познакомиться с кем хочешь, узнать что хочешь, прокричать миру своё великолепное творчество и вести транснациональные диспуты о свободе и предопределении.
Итог: нажравшиеся таблеток грустные юноши и девушки со сбоящей памятью, забросив даже секс, водят пальчиком по бесконечным няшным некоглаям, вертящим бёдрами перед кенгуру и выкрикивающим обидное про Путина.
Если представить себе эту болваносферу в виде гигантского организма - то у меня есть вопрос: точно ли в него так уж нужно интегрироваться?
Вопрос, естественно, риторический.
Так вот, возвращаясь к теме теледублирования: захочет ли грустный юноша с памятью, как у аквариумной рыбки, телесного контакта с прекрасной незнакомкой, если существует вероятность, что оной управляет вышедшая на покой работница развлекательной индустрии в возрасте бабушки оного юноши, которая может внезапно сказать ему что-нибудь травмирующее или спросить неудобное?
Сомневаюсь.
Непритязательный юзер эпохи Технологена не хочет ни трудностей в личной жизни, ни каких-либо трудностей в принципе.
И поэтому он тихо вымрет, освободив место для цифровых луддитов, для которых Тихналогии - по-прежнему всего лишь средство, но уж никак не цель.