Непритязательный юзер эпохи Технологена не хочет трудностей в личной жизни

топ 100 блогов ifc12.02.2023 Непритязательный юзер эпохи Технологена не хочет трудностей в личной жизни 07

Минутка пока нереализованных возможностей.

Есть один вопрос, который я задал себе, когда на прошлых выходных писал о надувных лебедях и разрабатываемых эльфами чатботах.

Звучит оный вопрос так: почему, имея широкополосный интернет, производители кукол для особых нужд до сих пор не попробовали реализовать тот сценарий, о коем писал в "Мире на Земле" Станислав Лем?

Я уже цитировал названный роман в 2019 году, когда упоминал о мордорском проекте FEDOR. Кстати, что-то пропавшем из новостных лент. Повторять цитату не стану, ограничившись напоминанием о том, как выглядит очерченное Лемом направление технологического развития:

  • вместо автонономного робота для развлечений производители сделали ставку на теледублей, т.е. - дистанционно управляемых людьми "пустышек";

  • посколько равновесие теледубля поддерживает тот, кто им управляет, отпала необходимость в куче сложных механизмов (сервоприводов etc.), производители смогли удешевить производство и сосредоточиться на максимально качественной имитации человеческой внешности - кожи, слизистых оболочек и прочего;

  • этот подход также избавил производителей от необходимости всовывать в свою продукцию какой-нибудь ИИ, косящий под человеческую психику, ибо, как было сказано выше, теледублем управляет живой человек.

Лем подробно расписал перспективы развлекательной индустрии, раскрывшиеся в нормальных-то странах после массового введения теледублей в обиход. Повторять описание оных перспектив я тоже не стану, дабы тупой робот Фрэнк не засунул мой пост в категорию, которой сей пост не соответствует.

Вместо этого воспользуюсь цитированием товарища Мараховского, чтобы выдвинуть гипотезу о том, почему акулы эльфийского бизнеса упорно не замечают перспектив теледублирования, а продолжают пилить надувных лебедей.

На днях Мараховский обозвал эпоху, в которую мы живём, термином "Технологен", написав о ней следующее:

Начало‏ ‎этой ‎эпохи‏ ‎я‏ ‎положил ‎бы ‎в ‎XIX ‎столетии, ‎пик ‎в ‎XX,‏ ‎а ‎кризис‏ ‎-‏ ‎в ‎наши ‎дни.‏ ‎Если ‎сжать‏ ‎её ‎идеи ‎в ‎один-два ‎тезиса,‏ ‎то‏ ‎манифест ‎технологена ‎прозвучит ‎так:

«Технологии, ‎развиваясь, ‎всё ‎лучше ‎постигают‏ ‎действительность ‎и‏ ‎обретают‏ ‎всё ‎больше‏ ‎способности ‎целенаправленно ‎и ‎эффективно ‎управлять‏ ‎ею».

Это ‎звучит‏ ‎логично,‏ ‎но ‎есть ‎проблемка.‏ ‎Сами ‎по‏ ‎себе ‎технологии ‎по-прежнему ‎мертвы‏ ‎и,‏ ‎как ‎положено‏ ‎бесстрастным ‎мертвецам,‏ ‎неспособны ‎ничего ‎«постигать», ‎«ставить ‎цели»‏ ‎и‏ ‎оценивать ‎«эффективность».‏ ‎А ‎как‏ ‎только ‎за ‎условным ‎пультом ‎возникает‏ ‎человек,‏ ‎оживляющий‏ ‎эти ‎понятия‏ ‎- ‎технологии‏ ‎теряют ‎всякую‏ ‎бесстрастность‏ ‎и ‎начинают ‎лгать‏ ‎и ‎ошибаться.

Так ‎вот, ‎к‏ ‎чему ‎я‏ ‎это‏ ‎всё. ‎Нынешний ‎момент ‎заслуживает ‎считаться ‎кризисным ‎в ‎истории‏ ‎технологена ‎потому,‏ ‎что‏ ‎мы ‎повсеместно ‎видим‏ ‎результат ‎взаимодействия‏ ‎развивающихся ‎технологий, ‎с ‎одной ‎стороны,‏ ‎и‏ ‎человека ‎(вернее, ‎миллионов ‎человеков), ‎с ‎другой.

Человек, ‎пару ‎поколений‏ ‎воспитываемый ‎технологиями,‏ ‎естественным‏ ‎образом ‎массово‏ ‎прокачивает ‎себе ‎навык ‎взаимодействия ‎с‏ ‎ними ‎-‏ ‎с‏ ‎целью ‎получения ‎удовлетворительных‏ ‎результатов ‎этих‏ ‎взаимодействий ‎а) ‎максимально ‎быстро‏ ‎и‏ ‎б) ‎с‏ ‎минимальными ‎затратами‏ ‎собственных ‎ресурсов.

И ‎вот ‎тут ‎начинается‏ ‎главное.

Самое‏ ‎время ‎обидно‏ ‎поржать ‎над‏ ‎футурологами ‎былых ‎времён, ‎с ‎какого-то‏ ‎перепугу‏ ‎решивших,‏ ‎что ‎этот‏ ‎прокачиваемый ‎человеком‏ ‎навык ‎взаимодействия‏ ‎с‏ ‎технологиями ‎окажется ‎стремлением‏ ‎к ‎истине, ‎голодом ‎духа‏ ‎и ‎жаждой‏ ‎познания.

Совершенно‏ ‎очевидно, ‎что ‎голод ‎духа ‎никаким ‎местом ‎не ‎соответствует‏ ‎задаче ‎«получения‏ ‎удовлетворения‏ ‎максимально ‎быстро ‎и‏ ‎с ‎минимальными‏ ‎затратами».

А ‎вот ‎навык ‎непритязательности - соответствует. ‎На‏ ‎данный‏ ‎момент ‎он, ‎разумеется, ‎наглядней ‎всего ‎воплощён ‎в ‎тиктоке‏ ‎и ‎его‏ ‎аналогах‏ ‎- ‎но‏ ‎не ‎стоит ‎выносить ‎за ‎скобки‏ ‎никаких ‎иных‏ ‎сфер‏ ‎деятельности.

Мы ‎спотыкаемся ‎о‏ ‎боевую ‎непритязательность‏ ‎на ‎множестве ‎полян: ‎от‏ ‎книжных‏ ‎саг, ‎которые‏ ‎невозможно ‎читать‏ ‎головой, ‎и ‎сериалов, ‎при ‎просмотре‏ ‎которых‏ ‎нужно ‎реально‏ ‎«отключить ‎мозг»,‏ ‎чтобы ‎не ‎видеть ‎с ‎порога‏ ‎скучнейшего‏ ‎каркаса‏ ‎сюжетных ‎алгоритмов,‏ ‎и ‎до‏ ‎политических, ‎экономических‏ ‎и‏ ‎медийных ‎кампаний, ‎построенных‏ ‎на ‎технологичном ‎удовлетворении ‎требований‏ ‎текущего ‎момента‏ ‎(последствий‏ ‎- ‎ещё ‎нет, ‎поэтому ‎их ‎можно ‎игнорировать). ‎

Непритязательность‏ ‎- ‎это‏ ‎своеобразный‏ ‎щит ‎человека ‎от‏ ‎слишком ‎агрессивной‏ ‎«вселенной ‎данных». ‎Подобно ‎тому ‎как‏ ‎мягкотелые‏ ‎пельмени ‎позднего ‎докембрия ‎отрастили ‎себе ‎первые ‎раковины ‎(попросту‏ ‎выделяя ‎минерализованные‏ ‎результаты‏ ‎переработки ‎пищи‏ ‎на ‎свои ‎спинки), ‎человек ‎эпохи‏ ‎технологена ‎создал‏ ‎собственную‏ ‎раковину ‎- ‎«хавать‏ ‎что ‎дают,‏ ‎относиться ‎некритично, ‎менять ‎быстро,‏ ‎забывать‏ ‎сразу». ‎Человек‏ ‎прячет ‎своё‏ ‎настоящее, ‎способное ‎мыслить ‎и ‎чувствовать,‏ ‎тельце‏ ‎души ‎куда-то‏ ‎сильно ‎вглубь,‏ ‎до ‎лучших ‎времён, ‎а ‎на‏ ‎поверхности‏ ‎развивает‏ ‎приличествующие ‎моменту‏ ‎потребительскую ‎и‏ ‎социальную ‎activities‏ ‎-‏ ‎своего ‎рода ‎имитации,‏ ‎предназначенные ‎специально ‎для ‎«удовлетворительного‏ ‎взаимодействия ‎с‏ ‎технологиями».

В‏ ‎практическом ‎смысле ‎это ‎означает, ‎что ‎студентам ‎пишут ‎курсачи‏ ‎боты, ‎боты‏ ‎преподов‏ ‎их ‎проверяют ‎и‏ ‎выставляют ‎оценки,‏ ‎а ‎количество ‎и ‎качество ‎ошибок,‏ ‎произведённых‏ ‎этим ‎заговором ‎всеобщей ‎непритязательности, ‎непрерывно ‎накапливается. ‎


Применительно к надувным лебедям описанное Мараховским означает следующее: если производители сделают ставку на теледублей, управляемых человеком, то потребителям услуг, предоставляемых такими теледублями (и теми, кто ими управляет), придётся отказаться от непритязательности.

Ведь контактировать с живой женщиной (или мужчиной), пусть и спрятанной за более привлекательную внешнюю оболочку, для отупевшего потребителя  контента тиктокового подвида - будет некомфортным. А значит, он не захочет такого опыта, предпочтя "общение" с куклой, у каковой унутре неонка ChatGPT, и с которой можно деградировать дальше.

Человек эпохи Технологена привык, что взаимодействие с Тихналогиями требует от него всё меньшего напряга, и развернуться на этом пути могут не только лишь все, а те, кто сознательно ведёт образ жизни "цифрового луддита". Ну, или "смартфонного луддита", ибо именно сии девайсы олицетворяют собой болваносферу (ещё один термин от ехидного Мараховского). И да, такие луддиты уже существуют - даже в Оплоте Свободы.

Остальные же, твёрдо вставшие на путь "удовлетворительного взаимодействия" с миром искусственных идиотов, идут в направлении, которое многократно очерчивал тот же Мараховский. Вот, из недавнего:

О ‎человеке,‏ ‎купившем ‎себе‏ ‎замечательный‏ ‎электроскутер ‎с ‎сидением ‎и ‎принявшемся ‎кататься ‎на ‎нём‏ ‎повсюду, ‎от‏ ‎магазина‏ ‎до ‎работы, ‎можно‏ ‎с ‎уверенностью‏ ‎сказать ‎одно: ‎через ‎год ‎ему‏ ‎понадобится‏ ‎купить ‎скутер ‎с ‎более ‎широким ‎сидением. ‎Кроме ‎того,‏ ‎у ‎него‏ ‎резко‏ ‎повысится ‎шанс‏ ‎заработать ‎травму ‎сухожилия ‎из-за ‎того,‏ ‎что ‎однажды‏ ‎пришлось‏ ‎подняться ‎в ‎гору‏ ‎или ‎просто‏ ‎взобраться ‎по ‎лестнице ‎на‏ ‎девятый‏ ‎этаж, ‎потому‏ ‎что ‎лифт‏ ‎сломался. ‎Ой, ‎скажет ‎такой ‎человек.‏ ‎Что‏ ‎со ‎мною‏ ‎стало, ‎как‏ ‎это ‎случилось.

Очень ‎просто ‎случилось: ‎паразитизм‏ ‎является‏ ‎одновременно‏ ‎успехом ‎(мы‏ ‎научились ‎классно‏ ‎использовать ‎ништяки‏ ‎среды,‏ ‎делегируя ‎ей ‎заботу‏ ‎о ‎нас) ‎и ‎поражением‏ ‎(мы ‎разучились‏ ‎заботиться‏ ‎о ‎себе ‎сами).

Внимание, ‎вопрос: ‎каких ‎сверхспособностей, ‎чиорд ‎подери,‏ ‎мы ‎можем‏ ‎ожидать‏ ‎от ‎гражданина, ‎с‏ ‎младенчества ‎подсаженного‏ ‎на ‎моментальные ‎искусственные ‎удовлетворители ‎всех‏ ‎его,‏ ‎поначалу ‎бесформенно-некритичных, ‎желаний ‎и ‎вожделений? ‎В ‎каком ‎месте‏ ‎он ‎научится‏ ‎созидать‏ ‎сам ‎-‏ ‎если ‎и ‎до ‎того, ‎как‏ ‎состоялось ‎пришествие‏ ‎лимбической‏ ‎индустрии, в ‎условно ‎благословенном‏ ‎XX ‎столетии,‏ ‎настоящая ‎созидательность ‎развивалась ‎лишь‏ ‎в‏ ‎нескольких ‎случаях‏ ‎из ‎ста?

Это‏ ‎последнее, ‎наверно, ‎стоит ‎пояснить. ‎В‏ ‎нашем‏ ‎дворе ‎в‏ ‎начале ‎1980-х‏ ‎дети ‎постоянно ‎испытывали ‎голод ‎духа.‏ ‎Мультики‏ ‎показывали‏ ‎дважды ‎в‏ ‎день ‎(и‏ ‎обычно ‎одни‏ ‎и‏ ‎те ‎же), ‎тётя‏ ‎Валя ‎возникала ‎раз ‎в‏ ‎неделю ‎(тоже‏ ‎не‏ ‎балуя ‎разнообразием), ‎магазинные ‎игрушки ‎были ‎малодоступны ‎и ‎не‏ ‎слишком ‎разнообразны,‏ ‎а‏ ‎набор ‎юного ‎химика‏ ‎попадался ‎крайне‏ ‎редко. ‎Поэтому ‎я ‎даже ‎не‏ ‎помню,‏ ‎когда ‎именно ‎и ‎как ‎я ‎научился ‎делать ‎луки‏ ‎и ‎стрелы,‏ ‎а‏ ‎также ‎поливалки‏ ‎(флакон ‎из-под ‎бытовой ‎техники ‎и‏ ‎корпус ‎шариковой‏ ‎ручки)‏ ‎и ‎познал ‎свойства‏ ‎карбида, ‎брошенного‏ ‎в ‎лужу ‎- ‎но‏ ‎это‏ ‎точно ‎было‏ ‎до ‎школы.‏ ‎В ‎младших ‎классах ‎мы ‎уже‏ ‎выплавляли‏ ‎свинец ‎из‏ ‎аккумуляторов, ‎тырили‏ ‎селитру ‎и ‎марганцовку, ‎а ‎то‏ ‎и‏ ‎магний‏ ‎для ‎пиротехники,‏ ‎ходили ‎с‏ ‎пугачами ‎и‏ ‎запускали‏ ‎ракеты. ‎Попутно, ‎разумеется,‏ ‎лепя ‎из ‎пластилина ‎и‏ ‎сочиняя ‎стихи‏ ‎и‏ ‎рассказывая ‎друг ‎другу ‎самодельные ‎бесконечные ‎сказки ‎с ‎продолжением‏ ‎про ‎волков,‏ ‎инопланетян‏ ‎и ‎вампиров ‎и‏ ‎гроб ‎на‏ ‎колёсиках.

И ‎тем ‎не ‎менее, ‎войдя‏ ‎во‏ ‎взрослую ‎жизнь, ‎лишь ‎немногие ‎из ‎нашего ‎двора, ‎думаю,‏ ‎стали ‎инноваторами.‏ ‎

Дальше‏ ‎я ‎хотел‏ ‎написать ‎«у ‎меня ‎есть ‎серьёзные‏ ‎сомнения ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎тикток ‎простимулирует‏ ‎новую ‎порцию‏ ‎землян ‎к ‎высотам ‎творчества»,‏ ‎но‏ ‎это ‎было‏ ‎бы ‎лицемерием.‏ ‎Какие ‎ещё ‎сомнения. ‎Можно ‎же‏ ‎просто‏ ‎зайти ‎в‏ ‎тикток ‎и‏ ‎посмотреть, ‎чего ‎там ‎дают ‎-‏ ‎чтобы‏ ‎убедиться‏ ‎в ‎банальной‏ ‎вещи:

- В ‎среднем‏ ‎каждое ‎из‏ ‎трендовых‏ ‎тиктокерских ‎видео ‎уже‏ ‎и ‎сегодня симпатично ‎и скучно (если ‎не‏ ‎считать ‎украинских‏ ‎боевых‏ ‎воплей, ‎залайканных ‎по ‎идейно-истерическим ‎причинам: ‎они ‎скучны, ‎но‏ ‎не ‎симпатичны).‏ ‎Эффект‏ ‎симпатичности ‎создаётся ‎по‏ ‎одному ‎и‏ ‎тому ‎же ‎алгоритму: ‎миловидный ‎X‏ ‎внезапно‏ ‎Y ‎в ‎Z ‎(таксист ‎внезапно ‎поёт ‎в ‎такси,‏ ‎официантки ‎внезапно‏ ‎вертят‏ ‎бёдрами ‎в‏ ‎кафе ‎под ‎музыку, ‎ивано-франковское ‎пати‏ ‎внезапно ‎в‏ ‎полном‏ ‎составе ‎получает ‎повестки,‏ ‎казахские ‎школьницы‏ ‎внезапно ‎вертят ‎бёдрами ‎в‏ ‎уборной,‏ ‎негр ‎внезапно‏ ‎танцует ‎под‏ ‎иванушек, ‎турчанка ‎внезапно ‎бьёт ‎в‏ ‎бубен‏ ‎в ‎офисе,‏ ‎блондинка ‎внезапно‏ ‎вертит ‎бёдрами ‎перед ‎вольером ‎с‏ ‎кенгуру,‏ ‎милый‏ ‎котик ‎матерясь‏ ‎бежит ‎от‏ ‎пылесоса). ‎Эффект‏ ‎залипания‏ ‎создаётся ‎бесконечной ‎сменой‏ ‎одного ‎симпатичного ‎скучно-внезапного ‎видоса‏ ‎на ‎другой.‏ ‎

Ув.‏ ‎меня, ‎разумеется, ‎можно ‎упрекнуть ‎в ‎том, ‎что ‎я‏ ‎просто ‎не‏ ‎понимаю‏ ‎вайба, ‎а ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎всё ‎офигенно ‎захватывающе ‎интересно ‎тем,‏ ‎кто‏ ‎понимает ‎- ‎но, ‎простите, ‎растущую статистику ‎диагнозов «депрессия ‎и‏ ‎тревожность» ‎в‏ ‎возрасте‏ ‎между ‎3‏ ‎и ‎17 ‎годами ‎тоже ‎я‏ ‎придумал?

Или, ‎может‏ ‎быть,‏ ‎я ‎придумал, что ‎у‏ ‎молодого ‎поколения‏ ‎передовых ‎землян ‎тупо отрубается‏ ‎одно‏ ‎из ‎базовых‏ ‎витальных ‎влечений?‏ ‎«В ‎период ‎с ‎2009 ‎по‏ ‎2018‏ ‎год ‎доля‏ ‎юношества, ‎сообщающего‏ ‎об ‎отсутствии ‎сексуальной ‎активности ‎как‏ ‎в‏ ‎одиночку,‏ ‎так ‎и‏ ‎с ‎партнерами,‏ ‎выросла ‎с‏ ‎28,8%‏ ‎до ‎44,2% ‎среди‏ ‎юношей ‎и ‎с ‎49,5%‏ ‎в ‎2009‏ ‎году‏ ‎до ‎74% ‎среди ‎девушек».

Болваносфера ‎предоставила ‎ув. ‎землянам ‎конца‏ ‎1990-х ‎-‏ ‎конца‏ ‎2000-х ‎годов ‎выпуска‏ ‎столько ‎классных‏ ‎возможностей: ‎можно ‎познакомиться ‎с ‎кем‏ ‎хочешь,‏ ‎узнать ‎что ‎хочешь, ‎прокричать ‎миру ‎своё ‎великолепное ‎творчество‏ ‎и ‎вести‏ ‎транснациональные‏ ‎диспуты ‎о‏ ‎свободе ‎и ‎предопределении.

Итог: ‎нажравшиеся ‎таблеток‏ ‎грустные ‎юноши‏ ‎и‏ ‎девушки ‎со ‎сбоящей памятью, забросив ‎даже‏ ‎секс, ‎водят ‎пальчиком ‎по‏ ‎бесконечным‏ ‎няшным ‎некоглаям,‏ ‎вертящим ‎бёдрами‏ ‎перед ‎кенгуру ‎и ‎выкрикивающим ‎обидное‏ ‎про‏ ‎Путина. ‎

Если‏ ‎представить ‎себе‏ ‎эту ‎болваносферу ‎в ‎виде ‎гигантского‏ ‎организма‏ ‎-‏ ‎то ‎у‏ ‎меня ‎есть‏ ‎вопрос: ‎точно‏ ‎ли‏ ‎в ‎него ‎так‏ ‎уж ‎нужно ‎интегрироваться?


Вопрос, естественно, риторический.

Так вот, возвращаясь к теме теледублирования: захочет ли грустный юноша с памятью, как у аквариумной рыбки, телесного контакта с прекрасной незнакомкой, если существует вероятность, что оной управляет вышедшая на покой работница развлекательной индустрии в возрасте бабушки оного юноши, которая может внезапно сказать ему что-нибудь травмирующее или спросить неудобное?

Сомневаюсь.

Непритязательный юзер эпохи Технологена не хочет ни трудностей в личной жизни, ни каких-либо трудностей в принципе.

И поэтому он тихо вымрет, освободив место для цифровых луддитов, для которых Тихналогии - по-прежнему всего лишь средство, но уж никак не цель.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Работы Клауса Пиллона ...
Советские рабочие местами были брутальны как никогда. В данном случае это телефонный аппарат, созданный советскими рабочими как подарок Сталину на 70-летие. Красный дизельпанк как он есть. ...
Доброго утра хорошим людям, а нехорошим мерзких друзей, поганых соседей, паршивой родни и паскудных коллег по работе ...
...
EvgN вывесила фотку Рыбалка на Амуре ...