Неповзрослевшие взрослые
friend — 06.06.2014 Физиологически взрослые люди с психологией подростков – это феномен 21 века. Воспитать людей подобным образом было бы невозможно без массированного задействования кинематографа. Такое явление Голливуда, как молодежные комедии, многое рассказывают о культивировании «неповзрослевших взрослых».Знаковым фильмом этого жанра стал «Американский пирог» (1999 год).
http://www.kinopoisk.ru/images/film_big/5129.jpg
Этот фильм стал классическим, или, точнее, типовым образцом молодежной комедии. Несмотря на обилие откровенных сцен, «Американский пирог» явно ориентирован на аудиторию школьного возраста. Тема данного фильма – это потеря девственности до окончания школы любой ценой. Озабоченность, даже не просто как норма, а как приоритет №1 в жизни школьника, стала главным месседжем «Американского пирога». Эта линия развивалась в огромном множестве молодежных комедий, но и не только в них. Подобные вещи укореняются в ряде других жанров кино и в, так называемой, «масс-культуре» в целом. Взросление сопряжено с рядом стрессов и своего рода испытаний, ускользнуть от которых и остаться безответственным ребенком может быть специфически очень лакомо. Поэтому такие фильмы способны найти отклик у молодых зрителей, которые боятся взросления.
Но мало задать детям ориентиры в школьном и студенческом возрасте, нужно показать, что они по-прежнему актуальны и единственно верны и в более зрелые годы. Молодежные комедии не ограничиваются непосредственно молодежью и давно повествуют о жизни среднего поколения. В таких фильмах, как например, «Мальчишник в Вегасе» (2009 год) или «Старая добрая оргия» (2011 год), вне зависимости то того есть ли у героев масса обязательств (семья, работа, родители) или они полностью асоциальны, цель у них будет одна – оргия.
http://kinoprosmotr.net/uploads/posts/2010-12/1292606550_m_34722.jpg
Кульминацией и главным нервом, вокруг которого строится сюжет таких фильмов, является та или иная разновидность оргиастического времяпрепровождения. Все остальное лишь помехи на пути к ней, и чем более социализирован и нормален человек, тем больше оков ему приходиться сбросить, прежде чем он прорвется к желанной цели – исходному состоянию озабоченного подростка. Поэтому асоциальные персонажи в итоге получаются как бы более естественны и «счастливы», они ведь ближе к «идеалу» вечного детства.
В молодежных комедиях наркотики, алкоголь, обман, измены, воровство, содомия уже как бы часть жизни, которая не нуждается в оправдании. Всё это демонстрируется между делом, как что-то не нуждающееся в специальной рефлексии.
Не обойден авторами и вопрос отцов и детей. Так, например, в фильме «Зеленый Шершень» (2011 год) главный герой – это и прожигающий жизнь 30-летний инфантил, у которого неожиданно умирает обеспечивающий ему безбедную жизнь отец (типичный возрастной WASP). Отец показан как в целом положительный, но не лишенный недостатков человек с тяжелым характером, посвятивший себя своему делу. В целом это наглядный образец собирательного образа элитария в американском кино. Он был суров в воспитании сына, пытаясь передать ему свои принципы и представления о благе. Сын, сразу после смерти отца, решает отплатить ему за все, он едет на кладбище и отпиливает голову от установленного отцу памятника.
http://www.kinopoisk.ru/film/290751/
Но и средним поколением дело не ограничивается, буквально недавно в прокате прошел фильм «STARперцы» (2013 год), в котором снялись легенды Голливуда: Роберт Де Ниро, Майкл Дуглас, Морган Фримен и Кевин Клайн.
http://www.kinopoisk.ru/images/film_big/468571.jpg
В фильме проводится прямая параллель между поведением одной и той же компании друзей в подростковом возрасте и на пенсии. В начале фильма его пожилые герои находятся в состоянии глубокой депрессии и решают устроить себе «Мальчишник в Вегасе», в котором возвращаются ко всем подростковым «радостям жизни» и обретают через это «счастье» и «душевный покой». Де-факто это 100% молодежная комедия с 70-летними главными действующими лицами.
Молодежные комедии постепенно превратились в жанр, задающий модели поведения для всех поколений, вплоть до пожилых людей. Но, прежде всего, они ориентированы на молодежь, которую учат тому, что вообще не нужно взрослеть, и жизнь следует посветить удовлетворению потребностей своего низа, без каких-либо ограничений, грешить можно от рождения до смерти.
В России подобные фильмы так же набирают популярность. И если в США все же держат некую рамку, в которой герои, плавая в отбросах, могут вспомнить о чем-то высоком и не опуститься до конца, даже сообразив что-то вроде «хеппи-энда». То в России с этим большие проблемы. Ярким примером чего является снятый в 2010 году фильм «О чем говорят мужчины» (режиссер Дмитрий Дьяченко) , главные роли в котором сыграл популярный «Квартет И».
http://www.kinopoisk.ru/images/film_big/468102.jpg
По сюжету фильма компания друзей, состоящая из замученных бытом мужчин, отправляется в автопутешествие из Москвы в Одессу. По дороге они как бы рассуждают на темы, волнующие сердца среднего поколения, среднего класса, средних жителей больших городов. Причем эти темы в итоге как-то всегда сводятся к «правде жизни» в лице разного рода низа, пожирающего все высокое. Над всем этим парит возглас: «В жизни нет смысла!», цитируем монолог Макаревича (эпизодические роли в «О чем говорят мужчины» сыграли звезды кино и шоу-бизнеса): «Не стало будущего. Раньше в детстве впереди всегда было что-то яркое, неизвестное… ну жизнь! А сейчас я точно знаю, что будет потом, тоже самое, что сегодня. Заниматься буду тем же, в рестораны ходить те же, ну в другие такие же, на машине ездить такой же. Вместо будущего стало настоящее, просто есть только настоящее, которое есть сейчас и настоящее, которое будет потом. И главное, что мне мое настоящее мое нравится – машины хорошие, рестораны вкусные. Только будущего жалко». Разговаривая о смысле жизни, герои, по сути, пытаются дать ответ на вызов маячащего на горизонте лика смерти, перед лицом которого жить настоящим, еще и виде «хороших машин и вкусных ресторанов» крайне мучительно (Макаревич, по сути, описывает ад безвременья и конца истории).
В своем путешествии герои проезжают Михайловский Златоверхий собор в Киеве и между ними происходит следующий диалог:
«- Сначала духовный голод, потом физический.
- Я духовно не очень проголодался, а физически страшно…
- Да ладно, мы уже здесь. Один шаг, и смотри, какая красота
…
- Я после вчерашних ирисок ничего не ел.
- Хорошо, быстро поесть, а потом…
- Поспасть!»
И они пошли есть борщ с пампушками, а про собор и духовный голод напрочь забыли – жалуясь на переедание, они проходят мимо церкви. После чего идут высмеивать современное искусство. То есть никакого ответа на вызов смерти нет: религия от этих людей крайне далека, ими церковь уже даже не воспринимается как ценный культурный артефакт, культура в лице современного искусства бесплодна («мусорная куча – это просто мусорная куча»), а о классике речь даже не заходит, ее нет. На фоне всего этого постоянно фигурируют комично-симпатичные фашисты, помогающие героям разобраться в себе.
В конце они пребывают на место назначения – ночной клуб на берегу моря в Одессе. Где попадают на традиционный, оргиастический финал молодежных комедий. В какой-то момент они выходят из клуба на пляж и вспоминают о своем детстве, в итоге приходя к следующему диалогу:
«- Мне когда было 14 лет, я думал, что 40 – это так далеко, что этого никогда не будет, или будет, но уже не мне. А вот сейчас мне практически 40, а я понимаю, действительно не будет, потому что мне до сих пор 14.
- А мне по ощущениям года на 4 больше.
…
- Получается, что взрослых нет, есть постаревшие дети. Лысые, больные, седые – мальчики и девочки».
Потом они вспоминают о том, что только что чуть не погибли в автокатастрофе, думают о смерти и чтобы забыть о ней они возвращаются в ночной клуб, погружаясь во все предоставляемые им «радости жизни».
Восхваляющие вечное детство российские кинохиты принципиально отличаются от популярных американских молодежных комедий. В России все еще не убит запрос на смыслы и такого фильма как, условно, «Американский пирог» все еще явным образом не достаточно, он не дает в России такого эффекта, как скажем при работе на американскую аудиторию. В нашей стране требуется оружие посильнее, способное и прикрыть свои цели, и расчистить путь к ним.
Что делать с русским народом, которому все еще, не смотря ни на что, «надобно мысль разрешить» и он имеет мучащую душу потребность в высших смыслах? Их распознают и дают «правильные» ответы, этим и заняты герои фильма «О чем говорят мужчины», которые буквально расковыривают, сводя все к пошлой бытовухе, отношения между мужчиной и женщиной, отношение отца к своей семье. Но, сведя жизнь к быту, можно расковырять и дружбу между героями фильма (которую в их логике объяснить невозможно), и их отношениями с родителями и все, что угодно.
Когда человек сможет быть беззаботным, слабым (душой и духом), безвольным, бессмысленным? Только когда уничтожат все то, что тянет его вверх и тогда его с легкостью потащат вниз. Русский народ – это мессианский народ. Русский человек должен идти к великому смыслу и вести других. Бессмысленная жизнь для него – это потеря великого смысла. И заменить смысл потреблением невозможно – душа тянется к чему-то высшему, а ты ей «борщ с пампушками». Для того чтобы «борщ с пампушками» не вызывал рвотные позывы, нужно не просто показывать и расхваливать его, нужно еще и объяснять, что только так и можно жить.
На мой взгляд, это ужасное преступление против русского духа, который еще жив. Не зря именно в России был по-настоящему дан бой ювенальной юстиции, не зря православные и коммунисты объединились ради спасения русской семьи и детей – в нашем народе есть дух. И они целят в него.
Мне кажется, что авторы таких фильмов не спорят с шекспировским «Что человек, когда его желания – еда и сон? Животное, не боле», они говорят: «Да, животное! Не боле!» и исходя из этого строят жизнь своих героев. Они учат, что человек слаб, у него нет и не может быть никаких идеалов. Людям доказывают, что по сути своей они слабосильные дети и что оставаться всю свою жизнь ребенком, испытывать детские радости – это и есть единственно возможный ответ на вызов смерти – «истинное счастье» для каждого из них.
А чтобы не мучила совесть и дурацкие вопросы («Что хорошо, а что плохо?») в фильмах ломают все возможные «хорошо» (чтобы уже и «плохо» не осталось). Людям предлагается «тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы» и разрешают грех, ибо они слабы и бессильны.
Авторы учат, что нет никакого ответа на вызов смерти, и что люди «и за гробом обрящут лишь смерть».
|
</> |