Неполная 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 8)

Продолжение 7, начало —
Продолжение 1 — https://cand-orel.livejournal.com/2153808.html.
Продолжение 2 — https://cand-orel.livejournal.com/2187571.html.
Продолжение 3 — https://cand-orel.livejournal.com/2204098.html.
Продолжение 4 — https://cand-orel.livejournal.com/2226731.html.
Продолжение 5 — https://cand-orel.livejournal.com/2250102.html.
Продолжение 6 — https://cand-orel.livejournal.com/2273026.html.
«ЧП районного масштаба» — советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1988 году режиссёром Сергеем Снежкиным по мотивам одноимённой повести Ю. Полякова.

Брежневская эпоха, Ленинград. Первый секретарь Краснопролетарского райкома комсомола Николай Петрович Шумилин должен пойти на повышение — вторым секретарём горкома. Напоследок он отмечает это назначение со своими коллегами — в баньке, с алкоголем и девочками. Однако не всё складывается гладко — вернувшись домой после оргии, Николай неожиданно узнаёт от жены, что та собирается подать на развод.
А утром выясняется, что ночью в райком забрались подростки, которые устроили здесь распитие портвейна с последующим погромом. Кроме того, они похитили кубок спартакиады и знамя. И произошло это накануне юбилейного слёта районной комсомольской организации, который должен был пройти во Дворце спорта «Юбилейный». Секретарь райкома КПСС Ковалевский требует от Шумилина в течение двух дней разобраться с ситуацией.
Оказавшись в безвыходной ситуации, Николай пытается найти помощь у своей бывшей любовницы — секретаря обкома КПСС Королёвой, но тщетно: помочь в ситуации со знаменем она не берётся. Ковалевский, со своей стороны, намекает, что Николай отделается минимальным наказанием. И тогда во время заседания комсомольской организации завода Шумилин решается резать правду-матку.
После заседания Николай идёт к любовнице, занимается с ней сексом, потом они отправляются в молодёжное кафе на дискотеку. Там неожиданно в качестве вазы для цветов возникает похищенный из райкома кубок. После этого милиция достаточно быстро вычисляет похитителя знамени — подростка из неблагополучной семьи. Параллельно выясняется, что опасения по поводу пропажи знамени несколько преувеличены: райкому просто выделят новое, и конфликт будет исчерпан. Но тут возникает новая проблема — теперь Шумилину вменяют в вину его речь на заводе. И вот финал на грани фарса: Ковалевский сообщает, что принято решение считать выступление Николая новым почином под названием «Всесоюзный урок искренности».
«Шаг» (рабочее название — «Послание в будущее») — советско-японский двухсерийный художественный фильм 1988 года, основанный на реальных событиях.

1959 год. В Японии эпидемия полиомиелита, от которого умирают или становятся инвалидами тысячи детей. Вакцина Солка, применяемая в Японии, эффективна лишь в 60% случаев, кроме того, её не хватает на всех нуждающихся. Простая японская женщина по имени Кейко, потеряв старшего сына, хочет во что бы то ни стало защитить от болезни младшего и решает поехать в СССР, чтобы приобрести и привезти в Японию новую советскую вакцину, разработанную доктором Гусевым, которая эффективна в 100% случаев и, в отличие от вакцины Солка, совершенно безопасна.
В СССР она получает вакцину для своего сына и покупает ещё тысячу доз для соотечественников, однако на таможне вакцину конфискуют — по японским законам любое лекарство, ввозимое в страну, должно пройти длительную проверку, занимающую два года. Японские матери устраивают акции протеста и требуют ввезти советскую вакцину немедленно, однако этому препятствуют бюрократические аппараты обоих государств.
Усилиями Кейко и других японских матерей с одной стороны и доктора Гусева с другой удаётся согласовать и осуществить отправку вакцины в Японию, благодаря чему удаётся спасти миллионы детских жизней.
«Штаны» — советский художественный фильм 1988 года.

В ресторане совершено убийство. Расследование поручили следователю прокуратуры Мишину (В. Приёмыхов). Совершенно неожиданно для всех провинциальный актёр Бацанов (Ю. Яковлев) берёт всю вину на себя. Мишин абсолютно уверен, что Бацанов не совершал убийства. Дотошный следователь пытается разобраться в причинах поведения артиста. В ходе следствия выясняется, что в деле замешан некий молодой человек. Мишин выпускает Бацанова из КПЗ под подписку о невыезде. Оказавшись на воле, Бацанов возвращается в гостиницу, спрашивая у персонала, не интересовался ли кто-нибудь им за период отсутствия. На следующий день он идёт по известному ему адресу и застаёт дома молодого человека по имени Вячеслав с подругой. У мужчин происходит непродолжительная беседа на повышенных тонах, из которой становится ясно, что Бацанов своими действиями выгораживает именно Вячеслава. Разговор продолжается вечером в ресторане. Причина действий Бацанова проясняется: Вячеслав — его сын, прожигатель жизни, занимающийся тёмными делишками. В ресторане к пьяному Вячеславу подходит знакомый официант и убеждает его срочно покинуть город. Тем временем следователь устраивает засаду дома у Вячеслава, где попадается и пришедший туда официант. Преступление раскрыто. Официант нанял Вячеслава попугать шантажирующего его человека, в ходе чего и происходит убийство. Свидетелем этого становится Бацанов, решивший взять вину на себя и выгородить сына. В финальной сцене Вячеслав в тюремной робе во время короткого свидания при погрузке на этап, в грубой форме требуя передачу, называет Бацанова батей. Бацанов плачет, зеки поднимают его на смех.
«Шурави» — советский фильм об Афганской войне, выпущенный киностудией Мосфильм в 1988 году. Основой для сюжета стала повесть Александра Проханова «Седой солдат».

Вокруг пленного советского солдата Николая Морозова сгрудились душманы. Они о чём-то спорят, а затем закрывают его в одном из домов кишлака, приставив к нему охрану. Солдат пытается вспомнить, как здесь оказался. Ранее он вместе с ефрейтором Хайбулиным (детдомовцем из Уфы) был послан охранять перевал Саланг. Рядом пастух в чалме пасёт коз, проходят колонны с бронетранспортёрами, грузовиками и тракторами «из Союза». Внезапно подпаску становится плохо, тогда Хайбулин выходит из укрытия и падает, сражённый пулей. На потерявшего бдительность от жары солдата нападают сзади. Уже в плену к нему приходит корреспондент агентства Reuters Эдвард Стаф, который называет душманов «афганскими борцами за свободу». Вместе с Морозовым в плену находится солдат-афганец («аскер»), который не говорит по-русски и совершает намаз. Тем не менее, «духи» выводят афганца и после съёмок на Kodak расстреливают на глазах у Морозова. Эдвард Стаф желает записать интервью про советского солдата-дезертира и обещает Морозову освобождение, но тот не стремится предавать родину. Советский солдат вспоминает Россию, берёзы, бревенчатые избы и молоко. Ему удаётся бежать через минное поле. Он непременно хочет сообщить товарищам о готовящейся атаке «людей Ахматхана» на «гератский мост». Ослабленного и раненого Морозова находит пастух в кожаной безрукавке, который называет его шурави и передаёт советским властям. Последние кадры фильма демонстрируют переход танковых колонн через Мост Дружбы.
«Шут» — советский полнометражный художественный фильм режиссёра Андрея Эшпая, снятый в 1988 году по мотивам одноимённой повести Юрия Симонова (Вяземского), социальная драма.

Фильм состоит из четырёх новелл: «Шутэны», «Любовь шута», «Болезнь шута» и «Последний шутэн», связанных единой сюжетной линией и одними и теми же главными героями.
Успешный старшеклассник Валентин Успенский, обладая высоким интеллектом, считает себя «психологом по призванию». Используя особую систему приёмов, которые он называет «шутэнами», а саму систему — «шутэ», юноша постоянно производит психологические эксперименты над окружающими — учителями, одноклассниками, случайными знакомыми. Порой его развлечения бывают достаточно неприятными, с другой стороны он оправдывает всё благой целью: «уколоть предусмотрительно, чтобы жизнь не изуродовала». Единственным, кто понял его поведение, оказался учитель математики Игорь Александрович.
Придерживаясь своего кредо, что «Лицемерие — это средство внешним злом изменить мир к лучшему», своей неординарностью Валентин вызывает интерес со стороны симпатичной одноклассницы Ирины Богдановой. Узнав о его методике, девушка в свою очередь начинает провоцировать юношу — сперва просит «уколоть» случайных прохожих, затем предлагает ему вступить в интимную связь, а после отказа приводит Валю к своим друзьям, где демонстративно уединяется с одним из них. Раздосадованный таким «уколом» Успенский ведёт себя вызывающе, что отзывается агрессией к себе со стороны хозяев, и специально провоцирует драку, раззадоривая избивающих его парней. Вернувшись после этого домой, Валентин в оскорбительной форме демонстрирует своё непризнание ценностей своих родителей — профессора-япониста и его преданной жены.
Одержимый идеей исправления недостатков людей, откровенно провоцируя учителей, включая завуча, и доводя их до нервных срывов, Валя решает создать ловушку для своего учителя математики. Однако тому удаётся просчитать логику подростка и в итоге ученик оказывается, по сути, в психологическом проигрыше.
«Эсперанса» — художественный фильм о судьбе Владимира Алексеевича Ольховского (настоящая фамилия — Ольхович), мексиканского инженера русского происхождения.

1918 год. Октябрьская революция вносит разлад в семью дворян Ольховских. Глава семьи — врач Алексей Ольховский — сочувствует большевикам, его дочь Тамара — комиссар в Красной Армии, брат Анатоль — эсер, с приходом белых в родной город Александров становится штабс-капитаном Добровольческой армии, и сдаёт своего брата Алексея белой контрразведке. Младший сын Алексея Владимир, пытается освободить своего отца с помощью угроз — он направляет пистолет на своего дядю и требует немедленно отпустить заложника. Анатоль оказывает сопротивление, получает ранение в плечо и теряет сознание. Жеманный восемнадцатилетний юноша, только что закончивший гимназию, думает, что убил своего дядю и пытается спастить бегством вместе со своим сообщником Николаем. В тот же день они были арестованы. После скорого прихода красных в город, Николай и Владимир со своим отцом оказываются на свободе, после чего Николай вступает добровольцем в Красную Армию. Отец и сын пытаются найти приют в Киеве, где живёт сестра Алексея, но она оказывается поборницей белого дела, и ждёт в скором времени в гости другого своего брата — Анатоля, после чего отец с сыном вынуждены её срочно покинуть. Скитаясь по степям Украины, Владимир заболевает тифом, но чудом им удаётся найти госпиталь Красного Креста. В нём нет ни одного врача, только медсёстры и один фельдшер (да и тот ветеринар), поэтому Алексей тут же приступает к работе. О больном Владимире заботится сестра Аннушка, он влюбляется в неё, но вскоре узнаёт, что она обручена с Николаем, бойцом Красной Армии и его старым другом. В ночи госпиталь подвергается нападению зелёных, они убивают раненных, вместе с ними в атаке участвует Анатоль, Николай получает ранение, зелёные берут в заложники Аннушку и Николая, устраивают им опереточную свадьбу, после чего в пьяном угаре катаются по степи на повозках. В этот момент они нарываются на отряд Красной Армии, завязывается бой, в котором зелёные убивают Аннушку и Николая.
1919 год. На корабле Алексей со своим младшим сыном Владимиром покидает Россию, и скоропостижно умирает, так и не добравшись до берега — его погребли в море. Волею судеб Владимир оказывается в Мексике. На корабле он познакомился с офицером Добровольческой армии Михаилом (Мишелем) Андреевым. Человек тонкой душевной организации, знаток поэзии, в особенности Лермонтова, ему стыдно за участие в братоубийственной войне. Они прибывают в порт Веракрус в день рождения Владимира 16 сентября — День независимости Мексики. Случайным образом они знакомятся на улице со Степаном Борщёвым — отставным солдатом, который участвовал в географической экспедиции, которая потерпела крушение у берегов Аргентины в 1917 году. Степану понадобилось два года, чтобы добраться до Мексики, где он должен был встретиться с профессор Корзухиным в Мехико. Втроём — Степан, Мишель и Владимир — начают свой пеший путь в сторону Мехико. В стране продолжается революция, и сапатисты принимают их за американцев. Только поддержка со стороны местных жителей спасает их от расстрела. В итоге им удалось добраться до Мехико, где профессор находит им работу — они становятся шахтёрами.
1921 год. Мишель устал от тяжёлой жизни. Он совершает самоубийство, застрелившись из пистолета. Степан и Владимир хоронят его. Владимир уже неплохо знает испанский, и поступает в университет на кафедру геофизики, Степан так же покидает работу, теперь его путь лежит в Канаду. Несколько лет спустя профессор Корзухин умирает на руках Владимира в мексиканском синематографе, где тот подрабатывал тапёром, будучи талантливым пианистом. В конце концов Владимир защищает докторскую диссертацию, получает мексиканское гражданство и находит работу в очень престижной иностранной фирме по добыче нефти. В его задачу входит поиск нефтяных месторождений, с чем он блестяще справляется. В то же время он находит свою любовь – Каталину, наполовину мексиканку, наполовину ирландку, с которой вместе живёт до самой старости. По дороге из Табаско в Мехико, Владимир заболел лихорадкой, и был оставлен пожить в доме у местного врача. Каталина — дочь доктора, ухаживала за Владимиром до самого выздоровления.
На месте геологических разработок были обнаружены каменные статуи ольмеков. Местные жители отказываются дальше производить взрывные работы, управляющий компании, жадный американец, с помощью военных и Владимира пытается заставить их, но Владимир встаёт на сторону рабочих, понимая, что эти камни священны для них, и представляют собой не меньшую ценность для Мексики, чем нефть, а то и большую.
В 1938 году президент Карденас приветствует Владимира и других геологов во дворце. Только что произошла национализация нефтяной промышленности, которая должна обогатить весь мексиканский народ, и к становлению которой Владимир приложил немало усилий. Ольховский получает приглашения Льва Давидовича Троцкого к себе домой. На столе у него лежит Майн кампф, сам Троцкий изображён очень нервным. Он восхваляет Ленина, недоумевает, почему Сикейрос покушался на него, хотя художники обычно так далеки от политики, с тоской вспоминает время, когда на поезде исколесил все фронты, проклинает сталинские репрессии, после чего уходит и устраивает жене истерику, нормального диалога между ним и Ольховским не состоялось. Седова благодарит Ольховского за визит, и объясняет приглашение тем, что Троцкий ненавидит белую эмиграцию, а встречаться с официальными представителями СССР не имеет никакой возможности, и поэтому испытывает огромную тоску по общению с русскими, которых в его окружении нет. Она желает ему счастья, и с завистью говорит, что тому удастся пережить Сталина, а им уже нет.
В годы Великой Отечественной войны Ольховский оказывал финансовую поддержку Красной Армии, за что в послевоенного время Посол СССР в Мексике вручает ему Почётную грамоту Верховного Совета РСФСР.
В финальной сцене Ольховский изображён очень пожилым больным человеком, прикованным к постели. У него большая семья — жена, дети, внуки, они празднуют его день рождения (и по совместительству День независимости). К нему в комнату заглядывает маленькая внучка, но он не в силах что-либо сказать ей. У него видение — образ Степана Борщёва зовёт его в дальний путь, даря ему сапоги. Владимир засыпает, он видит себя гимназистом, играющим на пианино дома в Александрове в кругу семьи, после чего мирно уходит из жизни.
Продолжение следует.