День рождения. Константин Кинчев
cand_orel — 25.12.2022Константин Евгеньевич Кинчев (по отцу фамилия Панфилов, Кинчев — фамилия деда; род. 25 декабря 1958, Москва, СССР) — советский и российский музыкант, автор песен, лидер группы «Алиса».
Ну... и про Алису...
Я, наверное, какую-то другую группу "Алиса" знаю, во всяком случае впечатления у меня от неё не сегодняшние. Они (впечатления) и тогда были не привязаны к происходящим событиям, проявлялись с некоторой задержкой — накладывались обстоятельства провинциальной жизни; куда и записи доходили с изрядной задержкой, а уж информация, обогащенная до неправдоподобия превнесенными слухами, была на момент её получения и не интересна.
Скажем так, что группу "Алиса" организовал Святослав Задерий я узнал, когда его и в группе уже не было.
Так что для меня "Алиса" возникла уже без Задерия, а интереса к его следующей группе "Нате!" как-то и не было.
А вот Кинчев в "Алисе" и "Алиса" с Кинчевым стали для меня однозначно узнаваемыми. Ну там и альбом первый популярный "Энергия" был шедевральным. И я хочу сказать, что превозносимые как бы хиты "Экспериментатор" и "Мы вместе" были слишком пафосными на фоне без того царящего песенного пафоса в телевизоре. А вот именно "Энергия" со вставками из "разрешенного к прочтению", но всё ещё дефицитного "Мастера и Маргариты"; декаданса "Цветов зла" французской классики, не сильно запрещенной, но недоступной... Вот они и сделали "Алису" интересной в тот момент.
Ну, и опять же на тот момент времени для провинциальных меломанов, получавших скудные весточки с фронтов музыкальной борьбы, целая жанровая энциклопедия, обличенная в музыкально-поэтическую форму, была принята на ура...
Кинчев же ещё и в кино успел сняться, тогда много "можно" чего стало делать, да ещё с таким типажом и раскруткой — «Взломщик" (трудно вспомнить всех этих "Маленьких Вер" и "Легко ли быть молодым?" — как бы правда жизни ради какой-то абстрактной правды, кто громче обделается).
А тут, слава богу, вскорости и случился "Блок ада" в популярном тогда яром революционном звучании пожеланий демократических преобразований. Как-то это всё уживалось вместе...
И следуя модным тенденциям того времени в одежде в сочетании черных и красных цветов, на пластинке тоже состоялось музыкальное дефиле в популярных цветах и оттенках...
Тут я хочу сказать, что до той поры все диски "Алисы" воспринимались целиком, концептуально — как и любимых западных исполнителей. И русский рок воспринимался как полноценный участник мирового концерта.
Тут и беспринципные американцы подтянулись...
А тогда же модно было американцу какому-любому поклониться, нашелся (вернее — нашлась), кому и с русской рок-тусовкой пообщаться. Джоанна Стингрей, помните? Учила нас не мусорить...
Знатный тогда хитяра у Кинчева получился! На всех и для всех!
Альбом "Шестой лесничий" тоже достаточно цельный у "Алисы" получился. Попалась информация, что тираж пластинок превысил 1 000 000 экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу; при том что диск практически подпольно писали. США... США... США...
Помнится ещё тогда нам с большим энтузиазмом зарубежные высокохудожественные ценности навязывали, а аэробика с утра до вечера по телевизору крутилась.
Да всей страной тогда — "Мы уже почти..."
Крутая песня, конечно — "Стерх". Пытались и пытаются в неё воткнуть какие-то сиюминутные выгодные политические смыслы и дешевые ярлычки, но, по-моему, она по ощущениям — вечная — бесконечная во времени и в пространстве.
А потом, опять же по ощущениям, на страну навалилась демократия во всём ее беспощадном либерализме; и "мы уже почти" превратились в — мы уже никогда. И все рокеры кинулись переобуваться с достижением в апогее фразы — гудбай, Америка!
Прошлое, кто как мог, оплакали и покаялись, а логичного из этого будущего как-то все не хотели.
У Кинчева как-то всё новое творчество не сильно диссонанс вызывало с поворотом в народничество, богоискательство и несколько другую эстетику; но вот какая-то цельность дисков и альбомов была утеряна. Если что-то и вспоминается, то отдельными песнями.
Тут для красного словца... Кинчев: - Я не люблю видео. Я люблю театр, потому что театр близок к чуду. С поклонами чудо растворяется в воздухе и остается в сердцах. А видео - не более чем фиксация жизни, всегда плоская, убогая и не имеющая отношения к чуду.
На рубеже веков, наверное, самой популярной песней стала Трасса Е-95:
В Википедии есть информация по клипу на эту песню — Летом 1997 года на песню был снят чёрно-белый клип, режиссёром которого выступил Андрей Лукашевич. Клип снят в его фирменном стиле — с несколькими речевыми вставками и загадочными, странными персонажами. В клипе, помимо Константина Кинчева, снялась его дочь Вера, а роль ангела исполнил журналист Валерий Панюшкин. Сам образ ангела был позаимствован режиссёром из фильма «Майкл». Изначально он планировал сделать ангела с белыми крыльями, но Кинчев категорически настаивал на том, чтобы они были чёрными, в результате сошлись на тёмно-серых. Также в клипе можно увидеть машину Кинчева Toyota 4Runner под названием «Чёрный Буйвол».
Потом как-то спокойная такая песня о жизни уже звезды в условиях изменяющихся климатических условий — Веретено:
Опять же из Википедии — На песню «Веретено» был снят видеоклип, сценарий к которому был придуман Кинчевым и Масальцевым. Режиссёром стал Масальцев. Клип снимался под Москвой в районе реки Рузы. По сюжету Константин Кинчев заглядывает в своё прошлое, для чего в клипе используются записи концертов и клипов предыдущих этапов творчества группы.
Потом, конечно, знаковая — Небо славян:
Как говорил о песне сам Кинчев — «это песня не про анализ крови, а про то, что все мы единоверцы, то есть едины в вере, едины в любви к Родине, едины в гордости за свою страну и её историю, едины в желании не поганить то, что создавалось веками, а поганящих пресекать». Если это так, то, в принципе, и возразить нечего...
А вот потом у меня как отрубило, я просто потерял "Алису"... То, что диски у них практически регулярно выходят — это я слышу; но при каждой такой новости я ставлю не новый диск, а слушаю что-то старое.
Хотя имидж у ребят впечатляющий...
... но те старые (или молодые?) как-то ближе и интереснее!
Наверное, человек и вся его деятельность более интересны, когда человек ещё ищет; чем, когда человек уже нашёл.