Непокой

топ 100 блогов alfare30.06.2021
"Спать не ложитесь
Ждёт вас Дорога"


Есть одно принципиальное свойство в героях крапивинских книг: непокой. Не то чтобы это уникальное свойство, многие персонажи в мировой литературе не могли усидеть на месте. Но в чём особенность именно "крапивинского непокоя" и как он связан с мирозданием его книг, я попытаюсь сейчас порассуждать.

Вообще, есть герои, которые в принципе и хотели бы сидеть на попе ровно, но к ним приходит волшебный п… Гэндальв, и "свивая тысячи путей…" начинается путешествие. В чём разница? Почему Бильбо так бы и состарился мирно в своей норке, а любой из героев крапивинских книг обрёчен рано или поздно отправляться в Дорогу? Даже если бы не случилось завязки одной, нашлась бы другая. Герои этих книг всегда хотя бы немного не соответствуют миру. Это не "гипердинамичность" беспокойных подростков с шилом в одном месте, которым всё равно что и всё равно куда, лишь бы адреналинчику, а то скушна же… Да, подавляющее большинство ПРИКЛЮЧЕНИЙ в обычных история начинается именно с этого: герой находит на свою эту самую приключений либо от беспокойности характера, либо вообще волею случая, без которого вообще бы ничего и не было никогда. А в книгах Крапивина не так.

У героя крапивинских книг всегда есть особенное свойство – его внутренний мир. И этот мир всегда рано или поздно входит в противоречие с миром внешним. И есть нюанс: речь идёт идёт совсем не о тех случаях, когда герой осознаёт себя "не таким как все". СЕБЯ-то он как раз не слишком отделяет от других. В этом отличие: у крапивинского героя происходит не САМОкопание, а МИРОкопание. Герой мучительно ищет возможность исправить мир. Так или иначе, рано или поздно. Обычно для этого придётся изменять и себя тоже, как без этого? Но работа над собой – не самоцель.

В раннем периоде, в рассказах это не так заметно. Герои преодолевают какие-то свои недостатки, например, робость. Но уже и там хорошо видно, что делается не потому, чтобы соответствовать некоей идеологии или просто быть принятым в компанию. Нет, всё интереснее, потому что уже тогда очень хорошо видно, что изменившемуся герою открывается намного бОльшая часть мира. Он, мир, вообще начинает выглядеть иначе, восприниматься иначе. С ним выстраиваются совсем другие отношения. Ты меняешь себя не для статуса, не для того, чтобы носить длинные штанишки, а чтобы увидеть нечто скрытое за высокой стеной. Всякий раз после того, как герой меняется, ему открывается какая-то иная даль за горизонтом. И это звучит снова и снова, и с каждой книгой всё явственней и пронзительней.

Ты должен победить не только для того, чтобы был повержен враг, но чтобы ты сам смог двигаться вперёд. Враги же Крапивина, кажется, всегда волновали намного меньше, и это часто ставилось ему в упрёк. Да какая разница, что там дальше будет с сенцовыми или валетами. Если у человека нет особенного непокоя в душе – судьба его Крапивина не интересует. Другое дело, что человек может быть хотя и "испорчен" (как Егор, как многие другие), но за него ещё стоит бороться, внутри у этих героев есть желание выйти за пределы своего испорченного мира.

Здесь я вам ничего нового-то и не сказал пока, но дальше предположу больше. Вот эта основа, которая заставляет двигаться героя, она интересна в двух аспектах: как устроены книги и к чему это привело на уровне картины мироздания.

Начну с того, что попроще, точнее, приземлённей. Предположим, можно разделить все истории о книжных героях на две части, книги-квесты и остальные. Что такое книги-квесты, наверное, понятно, это когда герой отправляется в путь, исполняя некоторое предназначение. И вот я думаю, что книги Крапивина к типу "квестов" отнести не получается. Совершенно другая у них структура. Однако. В большинстве книг Крапивина есть чётко прослеживаемый путь. Герой не просто сидит дома и что-то решает. Движение в пространстве важно. И особенно явно это начинает проявляться с цикла о Кристалле, хотя уже в "Лётчике" и в "Ночи большого прилива", и в "Баркентине с именем звезды", и в "Кречете", и в "Старом доме" – Путешествие стало важной частью эволюции героя.

Я хочу показать на примерах, как внешне исполнены эти Путешествия. Интереснее всего и показательней в этом отношении опять и снова – "Лётчик". Вообще, вы могли заметить, как часто в разговорах на самые разные темы я обращаюсь именно к "Лётчику"! А писать про неё до сих пор не решаюсь, ага…

Путешествие Алёшки – это удивительный пример, наверное, самое полное, вмещающее в себя вообще всё, что только может вместить Путешествие. Обретение, открытие, возвращение… но я, наверное, воздержусь, чтобы не снова не уйти в рассуждения о "Лётчике". Просто всегда держите его как пример, эталон, конечно, кто читал эту книгу.

В "Старом доме", хотя это "всего лишь" простенький рассказ, Путешествие также – не просто перемещение, не квест. Там есть многие элементы из настоящих, больших историй о Путешествиях, это преображение мира через Путешествие.

В "Баркентине с именем звезды" и в "Кречете", собственно, самих Путешествий вроде бы и нет, есть их эхо, ожидание, магнитная сила, как в "Листе работы Никкля" Толкина – важно не само Путешествие, как таковое, а Приготовление к нему, предчувствие его, ожидание. В некотором смысле это ничуть не менее важно, чем само по себе перемещение в пространствах.

Ну и наконец Путешествие в "Ночи большого прилива". На самом деле, там несколько видов Путешествий, и каждое играет свою роль. В начале каждой части есть Путешествие в иное пространство. Путешествие-сон и путешествия-переходы. Формально подобные перемещениям принце Амбера, которым для пересечения границ миров требовалось тасование картинок пространства, чтобы обмануть это самое пространство и себя, запутать восприятие, привязку, сделать Порядок Хаосом и на волне этого шаманства проскользнуть в иной мир, подменяя элементы миров незаметно для пространства и себя.

Конечно же, Путешествия-переходы в мир Дэни принципиально отличаются от уловок Амбера. Давайте вот для примера посмотрим на то, как Дэни вел героя книги в свой мир во второй части. Вначале пространства как будто смещаются, обычный мир с Володькой на реке словно оказывается отделённым невидимой и неощущаемой стенкой, которая вроде бы не мешает мирам быть единым целым – звуки проникают, ничего особенного, явного не меняется. Дальше герои идут по городу в мире Сергея и попадают к школе, которая смещена во времени в прошлое. А затем уже начинаются фокусы с пространством – странный коридор в спортзале, который заканчивается в башне в мире Дэни. То есть, мы видим, что происходит не просто хаотичное запутывание и постепенная подмена элементов, а перенастройка сознания. Пространствам важно, чтобы путешественник в отрезке перехода воспринимал мир в особом, настроенном на этот переход, состоянии. Была такая книга, забыл название, про путешествия во времени – там человека помещают в место, которое выглядит в точности так, как оно выглядело бы в прошлом. И люди, которых герой видит из окон, тоже соответствуют другому времени. Человек живёт в полной иллюзии того, что он как бы оказался в прошлом – и наступает момент, когда переход в прошлое происходит на самом деле.

В общем-то, идея достаточно близко воспроизводит идею Крапивина, только намного беднее и бледнее, разве что тщательно-дотошнее-скучнее, так вообще теперь принято у фантастов, и не могу сказать, что я одобряю всё это занудное заклёпочничество – всё равно как каприччо Паганини разложить в ряды Фурье и сыграть по одной гармонике каждую отдельно. Ну, вы понимаете, это типичный случай, когда пропадает магия. Вроде всё тщательно и дотошно, но результат принципиально другой. Магия там тоже будет, но другая. Быстрая и медленная – дают разные процессы… но я, пожалуй, не буду уходить в сторону, разговор сейчас не об этом.

Как лоцман потом будет дирижировать пространствами, там уже вообще несколько другой уровень, мы можем читать "Лоцмана", не прочитав "Лётчика" и "В ночь большого прилива", и мы всё равно поймём, что происходит, почему пространства слушаются. Поймём, но такой глубины понимания, какая могла быть, помни мы Путешествие Алёшки с "зелёным билетом" и Путешествие Дэни с Сергеем – не получится. Именно там всё это начиналось. И Дэни, однажды построивший Лабиринт – это истинный первообраз всех лоцманов, хранителей и командоров. Все путешествия через миры начинались там – с момента, когда Алёшка перешагнул границы стадиона, заросшего травой, пересёк пространство, изменив его, и с того, как Сергей шагнул в окно дома в Северо-Подольске. Конечно, можно прослеживать начала ещё раньше, до того момента, например, как Кашка отправлялся в путешествие со своими челотяпиками по дальним странам – но в тех историях Крапивин ещё не сделал полный шаг.

…В трилогии Большого прилива есть ещё одно Путешествие, по типу сходное с путешествиями "Кречета" или "Я иду встречать брата" – приготовление к Путешествию, о чём я уже упоминал выше: Дэни собирается уйти в плавание. Потом этот мотив будет повторяться в "Голубятне" и в "Лоцмане", например, то же путешествие на "Двойной звезде". Там снова важно не само путешествие, а приготовление к нему. Путешествие является целью, которая движет миром – внутренним и внешним.

Вообще, весь Кристалл и Безлюдные Пространства становятся настолько заполненными путешествиями, как способом и аллегорией изменения мира, что одно только перечисление их стало бы небольшой повестью. Одно только путешествие на пароходе по Реке в "Выстреле с монитора" чего стоит. Поезд в "Голубятне" и поезд в "Заставе на Якорном поле"… А дальше… дальше путешествия сливаются в одну бесконечную Дорогу…

…Но мой очерк, вообще-то, называется "Непокой", а не "Путешествие". И вот почему.
Мы сейчас пришли к тому моменту, когда надо показать, в чём же суть и смысл Путешествий в крапивинской вселенной. В том, что герой книг Крапивина всегда создаёт в себе прообраз того мира, к которому невозможно не стремиться. Не раз и не только мной показано, что принципиальной чертой крапивинского героя является явно и ярко ощущаемый читателем внутренний мир. И что самое удивительное – он может не быть описан тщательно и дотошно, он может быть нам дан через какие-то мгновенный вспышки, аккорды, получается, даже не столько внутренний мир нам рисует Крапивин, он создаёт окно, а мир тот мы начинаем видеть уже сами, в меру своих сил.

Но второй момент – это вот именно сдвиг, непокой, мир внутри главного героя обязательно будет разделен на тот, которой есть, и тот, который с ним однажды случился, был увиден, обретён в откровении, постигнут. И герой больше не сможет быть прежним. Внутри него возникает разрыв между мирами, напряжённость поля, неизбывный непокой, стремящий в Путешествие, в бесконечную Дорогу…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я думала, что главное в погоне за судьбой – Малярно-ювелирная работа над собой: Над всеми недостатками, которые видны, Над скверными задатками, которые даны. Волшебными заплатками, железною стеной Должны стоять достоинства, ...
Последний год довольно часто встречаю тех, что претендует на то, чтобы быть «над схваткой». Обычно их логика сводится к тому, что Украина мало чем отличается от России. Мол, в одной стране славят Сталина, а в другой – УПА. Мол, люди гибнут не только от российских снарядов, но и от украинск ...
Северный Негев: ...
Что за время наступило! Соцсети, телефон - все напоминают тебе о прошлом! Фотки покажут, снятые лет 10 назад, посты старые пришлют. Но вижу перемены. То, что раньше выкладывала в жж, мимолётное, теперь идёт в инстаграм. Как, оказывается, приятно выпить дымящийся крепкий кофе на зимней ...
Многие хотят жить как в Европе, но беспредельничать как в России (С) Все, в Москве начали действовать тарифы на парковку. Добавили новых улиц в спальных районах, в центре местами подняли тариф до 200 рублей в час. Но самые дорогие цены на Садовом и Бульварном кольцах, как на самых ...