рейтинг блогов

Необходимость наличия боевых кораблей класса "корвет" на Черном море

топ 100 блогов bmpd24.02.2016 Летом 2015 года украинский портал "Новости N" опубликовал небезынтересную статью Сергея Исакова "О бедном “корвете” замолвите слово?", в которой анализируется проблема строительства Украиной кораблей класса "корвет".  Автор  в 1973 г. окончил Николаевский судостроительный техникум, в 1979 г. - Николаевский кораблестроительный институт (НКИ) по специальности электрооборудование судов. В 1981-1990 ггю - инженер вычислительного центра в НКИ. С 1989 г. - директор НПК Центр ПИК, затем генеральный директор ООО Торгово-промышленная компания ПИК-Холдинг. С 1995 г. - генеральный директор АО Черноморский судомеханический завод, впоследствии ОАО "Судостроительный завод Лиман". В 2005 - 2007 гг. занимал должность заместителя главы Николаевской облгосадминистрации по вопросам промышленности, транспорта, строительства, связи, энергетики . С 2007 г. - вновь генеральный директор ОАО "СЗ Лиман".


Необходимость наличия боевых кораблей класса корвет на Черном море 13091

Модель строящегося украинского корвета проекта 58250 (с) novosti-n.org


В последнее время возобновились разговоры о намерении правительства Украины продолжить возрождение военного флота в соответствии с Государственной целевой оборонной программой строительства кораблей класса «корвет» по проекту 58250, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины 9 ноября 2011 года, №1150.

Вне всяких сомнений, развитие военного флота в Украине дело важное и необходимое — особенно в нынешних условиях. Но вот какой именно флот нам нужен? И отвечает ли программа строительства корветов, разработанная в 2011 году, нынешним украинским реалиям? Давайте попробуем разобраться.





Если в мирное время разговоры о строительстве кораблей такого класса можно было объяснить желанием поднять престиж нашего государства, заработать денег себе и, если получится, государству, то во время войны – это недопустимо! Безусловно, вопросы повышения боеспособности наших Военно-морских сил (ВМС) стояли перед разработчиками Программы, но, очевидно, не были для них главными. Достаточно посмотреть, какие результаты планировалось получить в военной сфере в результате реализации вышеупомянутых планов.

Вот они:

- Обновить и пополнить корабельный состав ВМС за счет кораблей, способных выполнять задачи в отдаленных районах и открытом море в соответствии с международными обязательствами Украины.
-  Создать современную систему базирования кораблей.

«Отдаленные районы», «открытое море», «международные обязательства» – вот главные задачи разработчиков Программы! Ни слова о способности «корветов» противостоять военной агрессии потенциального противника вблизи собственных берегов.

Конечно же, специалисты понимали, откуда исходит потенциальная угроза. Понимали они и то, что, с военной точки зрения, боевые возможности флотов Российской Федерации (РФ) или НАТО в разы превосходят возможности ВМС Украины, поэтому ни четыре, ни даже десять кораблей такого класса не решат проблему защиты наших берегов от удара потенциального противника с моря. Да и сами они, находясь в море, являются легкой мишенью для ракетных комплексов кораблей неприятеля. Даже наличие на «корвете» самого современного вооружения – 8-ми противокорабельных ракет «Exocet» компании «Аэроспасьяль» (Франция), имеющих дальность стрельбы 40 км, 6-ти торпед «MU90» концерна EuroTorp» (Франция, Италия) c дальностью хода до 25 км и 76-миллиметровой пушки «Super Rap» компании OTO «Melara» (Италия) с дальностью стрельбы 8 км – не идет ни в какое сравнение с шестнадцатью ракетами «Базальт» с дальностью стрельбы 500 км, установленными на одном лишь крейсере «Москва», входящем в состав Черноморского флота РФ.

После аннексии Крыма возможности использования «корветов» в боевых операциях значительно сузились, ведь длина береговой линии, которую контролирует Украина на Черном море, сократилась до 200 морских миль. В таких условиях класс военных кораблей “корвет”, изначально предназначенный для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз, становится малоэффективным. Корабельных соединений у нас нет и в ближайшее время не будет, а основные порты и военно-морские базы расположены в глубине Одесского залива, где они могут быть прикрыты с берега и с воздуха.

Возможные действия подводных лодок ограничены естественными препятствиями – малыми глубинами Северо-Западной части Черного моря. Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, что 50-метровая изобата (линия, соединяющая точки с одинаковыми глубинами) проходит по линии Сулина (Румыния) - Тарханкут (Крым). В некоторых местах 20-метровая отметка находится на расстоянии 20 – 30 миль от украинского берега, а в районе 46-й параллели расстояние между 20-метровыми изобатами западного и восточного побережий немногим больше 10-ти миль. Про Одесскую банку с глубинами менее 10-ти метров и говорить не приходится.

Необходимость наличия боевых кораблей класса корвет на Черном море

(с) novosti-n.org

На такой акватории кораблю класса “корвет” разгуляться негде. Да и не дадут ему разгуляться противокорабельные ракетные комплексы и авиация противника. Вывод: корабль класса “корвет” в сложившейся обстановке не обеспечивает решения боевых задач, которые сегодня стоят на повестке дня. Необходимо асимметричное решение. В традиционном противостоянии классических кораблей  нам с РФ не справиться.

Одним из наиболее эффективных асимметричных решений, как с военной, так и с экономической точки зрения, может быть строительство малотоннажных катеров, способных нести противокорабельные и зенитные ракеты, аналогичные тем, которые планируется установить на “корвете”. Такой флот, не требующий специальных систем базирования (а в Программе строительства “корвета” только на эти цели предусмотрены 14 млн. евро), смог бы базироваться и в устье Дуная, и в Днестровском лимане, портах Ильичевск, Одесса, Южный, Очаков, Скадовск, в районе Ягорлыцкого и Тендровского заливов.

Соединения подобных катеров во всем мире имеет название «моски́тный флот”. Оно появилось в разгар Первой мировой войны – тогда боевые катера предназначались для одновременных действий немалыми группами, например, для внезапной атаки кораблей противника, установки малых минных заграждений, высадки и переброски десанта и других боевых действий. В начале XX века в теории военно-морского искусства некоторых государств считалось, что «москитный флот» в прибрежных районах способен противостоять броненосному флоту противника и может лишить его господства на больших отстояниях от берега.

В современных условиях, благодаря своему вооружению, ракетные катера приблизились по огневой мощи к “корвету”, а иногда даже к “фрегату”, оставаясь при этом относительно дешевыми и достаточно простыми в производстве и эксплуатации. Для стран, которые не могут себе позволить или для которых нецелесообразно строительство крупных надводных кораблей, «москитный флот» является эффективным средством асимметричного решения вопроса морской обороны (желающие могут поискать исторические корни «москитного флота» у запорожцев, которые на своих «чайках» захватывали крымские и турецкие порты и корабли).

Современные ракетные катера имеют небольшое водоизмещение (100 – 500 т) и высокую (не менее 30 узлов) скорость. Типичное вооружение – 4 контейнера противокорабельных ракет, зенитно-ракетный комплекс и малокалиберная артиллерия. В конструкции корпусов современных катеров “москитного флота” используются динамические принципы поддержания – воздушная подушка, подводные крылья, экранный или глиссирующий эффект, часто такие корабли имеют многокорпусную конструкцию. Лидерами в строительстве “москитного флота” являются скандинавские страны и страны Юго-Восточной Азии.

Конечно же, и у этих кораблей есть недостатки. Они, главным образом, связаны с низкой автономностью и мореходностью, да и зенитная защита кораблей недостаточна, что делает их зависимыми от баз и укрытий. В наших условиях эта проблема не столь актуальна. В Северо-Западной части Черного моря расположено достаточное количество портов, в которых можно организовать базирование катеров, и естественных укрытий для них – устье рек, заливов, лиманов и кос.

Еще одним недостатком малых катеров является низкое расположение антенны радара, которое ограничивает дальность обнаружения цели и наведения на нее ракет и, как следствие, снижает дальность стрельбы противокорабельных ракетных комплексов. Сегодня и эти проблемы решаются. Разрабатываются новые ракеты и радиолокационные станции к ним, способные “смотреть за горизонт”. Большая ударная мощь и невысокая стоимость сделали современные ракетные катера привлекательными для флотов 69 стран мира. Украина, которая как никто сегодня нуждается в «москитном флоте», к сожалению, в их состав не входит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В старинном украинском городе Бердичеве есть потрясающей красоты собор, окруженный крепостной стеной - монастырь Босых Кармелитов Римско-католической церкви в Украине. А история его возникновения такова: воевода Киевский Януш Тышкевич в 1620 году, во время сражения против османских ...
Еще в 2010 году Нейтан Михрволд (Nathan Myhrvold) продемонстрировал лазерное оружие «Death Star», разработанное, для отслеживания и уничтожения комаров в полете. Устройство было разработано из частей, купленных учеными лаборатории Ventures Myhrvold на eBay. Подробности (видео) смотрите в ...
Уже год как идёт противостояние между Россией и Украиной. Украина потеряла Крым, часть Донбасса. Могла бы потерять и больше, но доблесть и патриотизм людей остановили или по крайней мере замедлили процесс гибели украинской государственности. Россия же в свою очередь преобрела (аннексиро ...
...
Taken on January 25, 2014 Nikon D60, 50.0 mm f/1.8 ƒ/1.8 50.0 mm 1/125 1600 конкурс восточного танца. рига. deju festival dum lek https://www.flickr.com/photos/andrey_salikov/albums/72157640151208774/ , Rīga, ...