Ненужный фильм про "ненужных" людей/ "Довлатов" (2018)

топ 100 блогов selyanka126.06.2024 Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) _900 x 600.jpg
                                                   
В 2018 году на экраны вышел фильм Алексея Германа  Младшего "Довлатов" (совместное российско-польско-сербское производство)
Прежде чем приступить к работе над картиной, продюсеры проекта заказали всероссийский соцопрос: "Нужен ли фильм про Довлатова?".
Только 28,6 % респондентов ответили "да", причём большинство из них - молодые люди, которым была интересна неизвестная им эпоха.. 71,4 % людей фильм был не нужен.

Тем не менее, фильм сняли, ибо им заинтересовались европейские страны и Нетфликс, a русофобская Польша вообще в соучредители залезлa.  В прокате фильм, конечно же, провалился, как в России, так и за границей, и Нетфикс не помог.
                                 
Я этот фильм честно пыталась смотреть, но там была такая мутота и занудство, что в какой-то момент я начала прокручивать, останавливаясь чисто на интерьерах и вспоминая прошлое.
                                       
"Довлатов" повествует о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 1970-х годов, накануне эмиграции его друга Иосифа Бродского. Суть  фильма - передать эпоху застоя с точки зрения советского диссидента,  и это диктует особенности повествования. Застойность происходящего подчеркивается отсутствием стержневого сюжета (то есть пересказать фильм невозможно). Вместо движения из точки А в точку Б фильм изображает бег на месте, череду ситуаций, происшествий и разговоров, происходящих в среде неустроенной и невостребованной "творческой интеллигенции", поэтов, писателей, художников и просто алкоголиков.
                                       
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 aced89c7890a27f9.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
 
Если бы действие происходило в наше время, оно было бы посвящено ну, например, страданиям какой-нибудь Чулпан Хаматовой  из-за того, что "гадкие власти" не дают простора для самореализации, цензурят, ведут себя неправильно, не так, как "интеллигенту" хочется, работы на вольных хлебах не дают и вообще иноагентом объявили. С обсуждениями того, как на  "Радио Свобода" хорошо платят (Довлатов именно там работал)
                                                 
В общем, "Довлатов" - это фильм не столько о Довлатове, сколько "о его среде, то есть обо всех нас, инвалидах Застоя, которые перезимовали и выжили, а теперь смотрят в прошлое, не уступая ему ни одного ностальгического сантимента" (журналист Александр Генис, не иноагент только потому, что с 1977 года проживает в США и гражданства российского давно не имеет). Под средой имеется в виду в том числе первая волна советской/еврейской иммиграции 1970-х и 80-х годов.
                                                     
Тем не менее, фильм этот необыкновенно интересен тем, что в нем ностальгически подробно воссоздана материальная культура 1970-х. И вот именно ради этого я пост про данный "авторский проект" и пощу.

Рассказывает Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам "Довлатова", по совместительству супруга режиссера фильма
                                           
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 3 7f079dc9f86814f218e.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
           

Подготовка

Поиски аутентичных тканей, фурнитуры, нарядов, украшений, мебели для фильма велись более полугода по всему миру: на блошиных рынках Москвы и Северной столицы, у антикваров Италии, в винтажных магазинах Лондона. Но главную роль сыграл, конечно, Петербург, а точнее, его жители, отдельная благодарность которым первой появляется в заключительных титрах. Частные архивные фотографии, фамильные коллекции, воспоминания современников стали для съемочной группы ценным материалом.
                                     
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 3 c2737d9f81d9d5c7d562a5da.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
                   
Готовясь к съемкам, Герман и Окопная разделили фронт работ: Елена изучала поколение художников того времени, а Алексей взялся за архивы о жизни писателей и поэтов. Самое большое впечатление на Окопную произвели работы Бориса Смелова, основоположника неофициальной ленинградской фотографии, которого по значению для европейской культуры приравнивают к Дуано и Картье-Брессону.

Художников и "о художниках" в ленте много: сотрудница редакции литературного журнала в исполнении Елены Лядовой рассматривает "Крик" Мунка, вполголоса разговаривает с Довлатовым о Геннадии Устюгове, а Кандинскому писатель при случае присваивает звание капитана КГБ.
                           
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 3 95de9e097d83c7.jpg
Кадр из фильма "Довлатов". На столе открыт альбом с иллюстраций картины Мунка "Крик"
               
Довлатов
       
5 Милан Марич Сергей Довлатов.jpg
Сербский актер Милан Марич в роли Сергея Довлатова
               
Критик модный, а не кинематографический, вполне мог бы отдать приз за лучшую роль второго плана драповому пальто, которое главный герой не снимает в течение всего фильма.
                               
Такого точного попадания не ожидала даже сама Окопная, но талантливая петербургская швея Наталья Сергеева искусно воплотила ее задумку, справившись с тяжелым материалом и добившись "той самой" ширины плеч, правильной посадки (ткани того времени сидели жестче, чем современные), нужной фактуры. Даже пуговицы подбирали с помощью историков моды и костюма. Недаром еще во время учебы во ВГИКе Окопную прозвали "Коко", в творческой правде она не идет на компромисс. На одной из фотографий Довлатова Елена обратила внимание на рукав пиджака, из которого выглядывала полоска белой ткани: очевидно, из-за нестандартных пропорций Сергея Донатовича подкладку пришлось отпарывать и дошивать. Точно так же расшили рукава пиджака, в котором исполнитель главной роли Милан Марич появляется в кадре: этого не видно зрителю, но, по мнению Окопной, для артиста это важно.
                       
4 Хелена Суецкая жена Довлатова Елена.jpg
Кадр из фильма. Семья Довлатова. Хелена Суецкая- жена Довлатова Елена. Ева Герр - Катя Довлатова, дочь
     
К своему внешнему виду главный герой относится очевидно небрежно, что не мешает ему и в "модный" код личности зашивать довлатовские смыслы. Когда в одной из сцен жена упрекает писателя за драку из-за неприязни к творчеству Евтушенко, тот с грустной улыбкой заключает: "А про Евтушенко я прав. У Евтушенко есть эластичные узкие брюки. Лена, ты любишь, когда мужчина надевает эластичные узкие брюки?"
                    
Поэты, артисты и художники Ленинграда 70-х
                         
8 Артур Бесчастный Иосиф Бродский.jpg
Кадр из фильма.  Милан Марич - Сергей Довлатов, Артур Бесчастный - Иосиф Бродский
       

Кроме членов семьи, еще не уехавшего из Союза поэта Иосифа Бродского и художника-современника Шолома Шварца, искусно вплетенных в фантазийное семидневное путешествие Довлатова по Ленинграду, все образы из окружения писателя собирательные.
           
В фильме мы не увидим Бродского в привычной кепке — по мнению Окопной, артисту Андрею Бесчастному, мечтавшему надеть знаменитый аксессуар, головной убор категорически не шел, а органичность в кадре для нее гораздо важнее буквального повторения.
                   
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 d4da73475cd39fa83a1e99b.jpg
Кадр из фильма. Игорь Митюшкин - художник Шолом Шварц (сидит с тарелкой)
                                 
Совместно с режиссером, а зачастую сама, художник до малейших деталей разрабатывала характеры и "оживляла" всех героев, проделав колоссальную по объему работу (только ролей со словами в фильме 111). Елена никогда не рисует эскизы заранее, на месте отталкиваясь от внешности, личности артистов, стен, архитектуры помещений. Подбирая комплекты костюмов, она до последнего не знает, как будет одет тот или иной персонаж. Герман-младший доверяет и позволяет работать в таком режиме, а его привычка репетировать целый день, чтобы снять одну сцену, оставляет возможность для стилистического маневра до последней минуты.
                               
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 695f18cb4f75df003c0b.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
8 Антон Шагин поэт, метростроевец Антон Кузнецов.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"  Антон Шагин - поэт, метростроевец Антон Кузнецов
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 93b078eb355737db.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
                   
Самым отчаянным — и модником, и героем – в картине стал герой Данилы Козловского, несостоявшийся художник Давид. Он мечтает сбежать в Америку, писать "не хуже Поллока", а между тем фарцует пластинками и колготками. Ворох джинсов, привезенный "странной финкой в берете", который падает на стол его мастерской в одной из сцен, не оставит равнодушным никого из зрителей, заставших те времена. Но Давиду дороже альбом Ротко, именно его он выменял у француза за банку икры.
                                           
___786157 Григорий Данцигер друг Довлатова.jpg
Кадр из фильма "Довлатов". Данила Козловский - Давид, художник, фарцовщик, друг Довлатова и Григорий Данцигер - друг Довлатова
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 d23cca129f7e882.jpg
Кадр из фильма "Довлатов". Данила Козловский - Давид, художник, фарцовщик, друг Довлатова
                 
Вызов, в котором заключена вся натура персонажа, отражается и в костюме: замшевая косуха с бахромой, джинсы, жилет на расшитой подкладке, кольца на мизинцах, черная шапка с перышками за отворотом — едва различимая, но характерная для героя деталь. Случайный артист массовых сцен, оказавшийся ленинградским кутилой семидесятых, рассказал съемочной группе о моде того времени — подбивать низ джинсов монетами, которые звенели при ходьбе. Именно такие сшили для Козловского.
                               
Одно из колец героя – редкое винтажное украшение, изготовленное из дерева в разрезе, которое создатели хотели сохранить для подходящего аукциона, – пропало на съемках.
                                   
8 Данила Козловский Давид художник, фарцовщик, друг Довлатова.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
                           
Окопная не стремится напрямую копировать жизнь, но старается быть максимально честной: так, в каждой примерке обязательно участвовали художники по гриму, чтобы в диалоге совершенствовать даже малейшую деталь прически.
                           
Одежда пожилых или очень юных героев была неслучайно старомодна для того времени или перешита, как будто с плеча старших, плохой вкус соседствовал с изысканным, и даже фантик от конфеты в кадре мог быть самым настоящим, из Ленинграда семидесятых.
                                 
8 Светлана Ходченкова актриса, подруга Довлатова.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"  Светлана Ходченкова - актриса, подруга Довлатова
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 b9ba1d4aa7249e59e0a1.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 f20d017673e100e0c.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
                       
Город и интерьер
                       
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 8 f2dbac292e2c7bcdbc0.jpg
Кадр из фильма "Довлатов"
                         
Порой решения подсказывал сам город. Певицу Наталью Родину, которая появляется на экране в кафе, воплощающем образ легендарного "Сайгона', Герман и Окопная встретили в своем любимом джаз-клубе Петербурга, и тут же заменили ею уже утвержденную актрису. Окопная придумала для исполнительницы блюза эпохи сухого закона африканский образ: деревянные украшения, тюрбан, вязаная туника. Самобытные стиль и манера исполнения пришлись под стать созданному художником помещению кафе с потолками из уходящих вверх листов бумаги и фигур разных геометрических форм (игра света и тени — любимый прием Окопной; от конструкций, расположенных на потолке, должны были спускаться разделяющие пространство отсветы, но сделать этот эффект заметным для зрителя в итоге не удалось).
                   
Воплощение идей Елены (двойная лампа в мастерской Давида, которую сделали из пластика специально для съемок) соседствует с архивными находками: ковер-коллаж, висящий на стене в сцене квартирника, воспроизведен по фотографиям интерьера квартиры Майи Плисецкой.
                             
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 10 598ded47112e9e88957a45.jpg
Интерьеры из фильма "Довлатов". Вот здесь только одна бутылка на месте, но у диссидентов их должно быть несколько и пустых
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 10 46a68b7710fe51746286a9b64fd.jpg
Интерьеры из фильма "Довлатов"
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 9 e5378b44a1f7f9121d95da4307a9.jpg
Интерьеры из фильма "Довлатов"
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 10 a95616cb215d1e815af18b87c.jpg
Интерьеры из фильма "Довлатов"
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 10 db642fc238b8ec422fa8555.jpg
Интерьеры из фильма "Довлатов"
Ненужный фильм про ненужных людей/ Довлатов (2018) 10 f711eeef59209cf3.jpg
Интерьеры из фильма "Довлатов"
Отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
у Харкові людей б'є наймане бидло, а мусарня арештовує мітінгувальників за ...
Попалась мне забавная история в сети...) "Будь внимательней, чтобы не попасть под колесо чьей либо фортуны" (С.Е.Лец) На первом этаже со мной в лифт вошел негр с чемоданом и игриво сказал: - А почему не здороваемся? И только тогда я вгляделся и узнал в негре своего соседа Гену. ...
Дилидон-дилидон. Нетелерадиовещательная компания Йожикснетудей начинает свой эфир. Дело такое. Друзья называют меня суровой, да Лёша?) Так вот, да, я бываю такой, нетерпеливой и суровой. Только она же, суровость моя, не на все и не всё распространяется. Например, в ЖЖ чаще всего на лицеме ...
...
Что делать, если стейк в ресторане невозможно разжевать? Можно ли уйти не заплатив, если счет вам не несут уже 40 минут? Если вино подадут теплым, а картошку холодной? Изучаем опыт. ...