Немножко саньясы
bigdrum — 24.04.2021Тут вот прилетело с Литреса упоминание некоей статьи...
Очень интересный вопрос поднят, и крайне специфический. На бытовом уровне абсолютно неизвестный, и потому в нем царит полная безграмотность. Статья короткая - надеюсь, вы прочитали, прежде чем читать то, что собираюсь вам сказать я.
Как человек, не чуждый бравых похождений по изнанке рассудка, могу вам кое-что рассказать и кое в чем вас просветить. Нет, мы будем говорить не про вирус. Мы будем говорить о человеке в его конкретных проявлениях. И начнем мы (общая оптимистическая направленность статьи несомненна, как и ее сомнительная научная адекватность) вот с чего...
Вирус "загнал" людей по домам. Закрыл границы. Человеку приходится ВСТРЕТИТЬСЯ С СОБОЙ, со своей Семьёй, со своим домом.
Всё, что скрывало Твою пустоту сегодня на Паузе. Сегодня этого НЕ существует!
Человек вынужден поговорить со своей Душой. Он вынужден увидеть истинные отношения Семьи. Он вынужден лицезреть квартиру, дом, улицу из окна и страну, в которой живёт. Он не может сбежать. Он ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, с людьми, которых он пригласил в свою Жизнь.
МОЩНОЕ ВРЕМЯ! Того, кто успеет познакомиться с Собой, ждёт невероятный рывок вперёд к счастью!
Когда человек слышит слово "духовность", он на него реагирует. И по реакциям этим двумя доминирующими являются восторг и неприятие (отрицание). Третий тип реакции, который я бы назвал профессионально-корректным, встречается крайне редко, и практически всегда у людей, обладающих глубокой, интересной личностью и оригинальным мышлением. Нет, я не о "креативных" говорю - таковые в большинстве дураки. Я говорю о реально интересных, содержательных людях.
Приятие духовности на уровне бытового общения ни о чем хорошем не свидетельствует. Ибо восторженное дрыгание всеми членами, включая "морфологические органы" (ц) Куринский отражает лишь известную максиму, и только ее.
"Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются." (ц) АБС "Понедельник начинается в субботу".
Реакция отрицания носит множественный характер. Это может быть отрицание идеологическое ("опиум для народа", "обман буржуазного общества", "ретроградство"). Это может быть нежелание говорить у людей умных и глубоких на темы, в которых они не разбираются или которые не считают существенными. Наконец, это может быть компенсаторной реакцией психики, травмированной каким-либо образом.
Наконец, понятие духовности фальсифицировано современным бытовым смыслом и бытовым восприятием, и не имеет никакого отношения к духовности как к таковой.
Проблема в чем? Проблема в том, что непонимание некоторых аспектов, социально-нормированная подмена смыслов порождает ложные толкования, приводящие к ложному целеполаганию. Массовые культы, секты и прочее - они возникают вот из этой вот неадекватности смысла слову. И это - я имею в виду такие вот социальные институты - это уже не опиум, это уже цианистый калий для общества.
Духовность в структуре человеческой психики неразрывно связана с этикой, и поражая духовность - мы производим на свет чудовищ.
На самом деле для практически всех, кроме некоторых, кто (так уж получилось) влип в это дело по-настоящему, и прикоснулся к смыслам, продравшись сквозь завесу общеупотребимых слов и общепринятых мнений, духовность является чем-то совершенно иным, нежели может представляться либо может быть объяснено широкой публике. И это вовсе не счастье (хотя счастья там, в духовности, колоссальное количество), и не радость (хотя радости там - масса неимоверная). Это труд. Причем труд не менее тяжелый, чем труд шахтера, и не менее опасный, чем труд космонавта или водолаза.
А радость и счастье от духовности - это когда хорошо поработал, потрудился...
К сожалению, ленивых людей, особенно ленивых в плане духовности - абсолютно подавляющее большинство.
Духовность - это не свет, счастье и радость, духовность - это каторжный труд. Духовность - это не когда вы испытываете религиозный экстаз, духовность - это когда вы, страдая от слабости в теле и корчась от колик в желудке, поститесь. А когда у вас религиозный экстаз - это либо вы выпили, либо накурились, либо чем-то закинулись, либо просто у вас пошли глюки.
Количество людей, психологически способное к религиозному экстазу, по объективным параметрам своей психики, крайне ничтожно. А количество "религиозно экстатирующих" - весьма значительно. Данная диспропорция не могла не найти отражения, например, в трудах служителей церкви, и она нашла. Все без исключения великие молитвенники говорят и пишут о том, что нельзя искать в молитве и религиозном экстазе наслаждения, и нельзя на наслаждении концентрироваться, ибо это - искушение.
Наркодуховность, а также попытки реализовать особенные состояния психики и сознания, которые формируются у тех ищущих, которые не трудятся, путем ситуационных психотехник (глубокое дыхание) - это путь искуса. Он никуда не ведет. А вот концентрация, труд, мышление и развитое целеполагание - они, сформировавшись в процессе духовного труда, могут вам подарить истинный религиозный экстаз. А могут и не подарить. Причем последнее - значительно чаще.
Когда я слышу о радости, которая обуевает верующего, разговаривающего с Богом, с ангелами, со святыми и прочим, в процессе сна или молитвенных видений (до которых еще добраться надо) - я испытываю смутное ощущение, что кто-то меня пытается наебать. Еще раз. Если вы добрались честно, многолетним каждодневным трудом, размышлением, аскезой и так далее - то вы можете пережить удивительный и сложный комплекс эмоциональных переживаний, ассоциируемых с понятиями радость и счастье.
Однако это не радость и не счастье на самом деле ни в одном месте.
Потому что прикосновение к высшему, если оно произошло, если случилось - это такое суперэнергетическое состояние, которое не имеет определенного значения в спектре эмоций человека. В момент этого суперэнергетического состояния сама возможность рефлексии, какую именно эмоцию я испытываю - она невозможна. Короче - психику клинит нахрен, происходит чудовищный выброс дофамина...
Да, дофамин - "гормон счастья". И тут мы возвращаемся к наркодуховости и понимаем, что если нам нужна радость - нужно просто купить таблетку. Но купив таблетку - вовсе не факт, что ты с кем-то там пообщаешься, разве что кроме наркоконтроля...
На самом деле, если бы человек при встрече с такими вот высшими сущностями мог испытывать человеческие эмоции, правильной реакцией было бы обосраться. Вот смотрите. Ощущение полета - это одно из самых прекрасных ощущений, согласитесь. Почему вы не занимаетесь альпинизмом?
Кстати и альпинизм привлекателен примерно тем, что и происходит с эмоциональной сферой человека при занятиях духовностью. Сперва много труда, невероятная концентрация, чудовищное напряжение - а потом ты, тщательно вбив крюк в скалу, да не один, привязавшись всеми мыслимыми способами, оборачиваешься - и смотришь с высоты... Ну или можно подняться на небоскреб и подойти к краю крыши - но на меня просьба не ссылаться... И вовобще - подумайте о близких.
Итак.
Радость и счастье от встречи с собой...
В саньясе встреча с собой является одним из этапов пути. Поворотной точкой. Точкой невозврата, которая меняет все. Наиболее удачных художественным образом является неоднократно использованный в фантастике образ встречи с собой из другого времени. Если ты встречаешься с собой из другого времени - ты перестаешь существовать. У Кастанеды вроде тоже есть что-то похожее - если ты проснешься, когда находишься в теле сновидения рядом с собой, ты умрешь. Тебя больше не будет. И вот почему.
Встреча с собой - это тотальное переживание себя самое, и переживание объективное.
Не поняли?
Мы с вами люди,"ну более-менее" (ц) "Убойные каникулы"... А это значит, что наша психика сформирована под воздействием социального импринтинга - как положительного, так и отрицательного. Мы не ощущаем своей заданности, своей сформированности обществом и обстоятельствами жизни, потому что мы и есть - суперпозиция нашего жизненного опыта. Более того - мы себя, такие как мы есть - защищаем. Психологически защищаем. До последнего патрона.
Ибо потеряв свою заданность, свою социальную обусловленность, мы теряем себя всего и полностью, целиком.
Психоанализ. Зачем так сложно и почему он все-таки работает? На самом деле психоаналитик всего лишь позволяет вам преодолеть мааааахонький кусочек своей заданности. Обойти защиту. На очень ограниченном участке. Пережить определенный момент своей обусловленности, наблюдая за этим извне. Крохотный кусочек. С помощью сложнейших процедур (один только терапевтический альянс правильно сформировать - уже жопа немерянная), на базе колоссального объема знаний и опыта. Он заставляет вас объективно пережить мааахонький кусочек вашего "Я".
И этот кусочек - он отваливается от вас нахрен, понимаете?
Другой пример. У вас есть такой орган - аппендицит. Ну, у многих. И вот пока он у вас в животе работает и нормально функционирует - он часть вашего "Я". Но потом приходит время - и нужно его удалить. И хирург его вырезает. И - о чудо - все опять работает. Аппендицит перестал быть частью вашего "Я", и теперь он - это не вы.
То же самое и психоанализ.
Так вот, дорогие мои, встреча с собой в контексте духовной практики - это когда весь вы - аппендицит.
Обычный человек, переживший в силу чего-то, каких-то обстоятельств, встречу с собой - умирает. Потому что ничего не остается. Вообще ничего.
В духовности встреча с собой является определенным этапом. Не конечной точкой - а всего лишь этапом. За которым следует продолжение. Продолжение нас сейчас не интересует, потому что один хрену нас нет слов и понятийного аппарата, чтобы это как-то описать, а кто любит грезить и ловить дофаминовые приступы (кстати, вот у меня сейчас идет классический дофаминовый шторм) - ну так в литературе соответствующих описаний мегатонны, на любой вкус и цвет. Разницы никакой - один хрен это все глюки, по крайней мере для вас. Так вот, в духовности встреча с собой - это этап. И человек должен его пройти, и выжить в этом теле, и как-то потом существовать. О чем это говорит?
Это говорит о том, что духовность придумали люди, а может и не люди, грамотные и заботливые.
Существует техника безопасности. И она вполне эффективна. Но есть одна проблема - она работает для тех, кто воспринимает духовность как труд. И она не работает для всех остальных.
Поясняю для людей темных, как носки у пожарника.
Берем христианство. Обычное всем привычное православие, с батюшками, поклонами, и прочими причиндалами. У христианства есть канон. То есть - определенная парадигма. Христос-спаситель, триединый... Короче - Символ веры вам в ознакомление. И вопрос стоит очень просто - согласны ли вы, можете ли вы сердцем своим, всем существом своим, принять эту схему, эту парадигму, этот паттерн, или нет.
Если можете, если вас тянет, если вы чувствуете, что это ваше - у вас есть шанс. Если у вас внутри есть потребность, непреодолимая тяга - у вас есть шанс.
Есть еще одна категория верующих. Они от ума или от интереса. Это тоже неплохо, ибо здесь - либо вы "въедете", и станете верующим, таким, как бабки-богомолки, либо так и останетесь дураком, каковым и были, и для вас ничего не изменится. То есть - от ума если, от мании величия, от претензии - такое тоже бывает. Вспоминаем Фому Неверующего. Но - это только предварительное к тому, что уже есть у остальных, не таких умствующих, зато чувствующих сердцем. Ну то есть если вы, умник с высшим образованием, дорастете до простой деревенской девки, бегающей в церковь...
Так вот, вас потянуло, вы прикоснулись местом каким-то, о котором раньше не подозревали, что оно у вас есть, и вы приняли решение жить по правилам. Молиться с утра и на ночь, посещать службы, исповедоваться-причащаться и так далее. Вы стали воцерковленным. И вот это вот важно. Потому что ваша воцерковленность - это ТРУД.
Это та работа, которую вы должны делать ради спасения души.
Правда, просто?
То, что вы делаете - это аскеза. То, что вам назначает батюшка, если вы его попросили о помощи и он вам сказал, что делать - это аскеза. И аскезу эту вы делаете не исходя из того, что вам за это заплатили и так далее - а потому, что ваше сердце, ваша душа этого желает.
И так происходит много-много-лет, и в большинстве случаев этим все и ограничивается...
Все. Все. Больше говорить не о чем.
Специально для умников поясняю. Вы приняли канон (на пальцах это понятно, но на уровне смысла у вас идет потеря, допустим, это терпимо сейчас). Вы веруете (еще одно слово, не обладающее очевидным социально-консенсуальным наполнением). Вы, как и положено воцерковленному христианину, исполняете аскезу.
Где тут техника безопасности?
Очень просто. Покаяние и исповедь. По чуть-чуть. По капле. Вы избавляетесь от аппендицитов. Это происходит само собой. Безо всяких каких-либо дополнительных усилий. Вы каждый день, как обычно, встали - помолились - занялись делами - сходили в церковь - пришли домой делами позанимались - помолились - легли спать. Каждый день. Много-много лет. И если вы веруете, если у вас все в порядке, то - все лишнее у вас само отваливается.
Вплоть до естественно необходимой вам степени.
Что говорил Микельанджело? Он говорил - "я взял глыбу и отсек все лишнее". Обычная нормальная православная жизнь, жизнь в вере и в церкви - она делает из невзрачного куска человеческого материала Давида, Аполлона и так далее - кому что на роду написано, и кому что Господь отмерил, то и делает.
Покаяние - это объективная оценка своих поступков и мотивов. Исповедь - это отрешение от своей греховности. По кусочку. Медленно-медленно.
Торопливость - она от суетности, она от гордыни. В свое время в церквях были очереди из "кающихся наперегонки"... Это не работает. Если вы православный в сердце - то темп будет правильным. Вы не сможете бежать быстрее, и остановитесь точно там, где вам надо.
Некоторым, по судьбе их, назначено идти дальше. И такие люди становятся старцами, их потом канонизируют и так далее... Но - они точно то же делают, и не делают ничего иного, чем все остальные. Дорога одна и та же - но у каждого свой крест.
Люди, которые ищут всяких прибабахов в модных псевдовосточных "школах", или которые пытаются достичь особых качеств через прием препаратов и так далее - они на самом деле глупостью занимаются. Потому что не от веры это идет, а от суеверий, и не от надобности внутренней - а от гордыни. Не любовь к Богу ведет их, но страх перед окружающими. И пока такие люди не осознают тщетности своих усилий, пока не переживут собственную суетность и греховность, и не освободятся от нее путем молитвы, покаяния (искреннего) и исповеди - такие люди будут бежать как белка в колесе, или еще хуже.
Да, бывает, что человеку такой путь прописан. И в общем, есть разные действительно продвинутые в духовном смысле люди не только в православии. Фамилий много. Есть другие культуры, и там свои религиозные системы. Но суть всегда остается одной и той же. ТРУД.
Чап-чап, шаг за шагом, каждый день, с радостью, потому что этого желает ваша душа - и все лишнее отвалится по дороге.
Очень модно в среде околодуховной тусовки сравнивать разные школы и учителей. Все это пустое. Потому что если вы не трудитесь - то это бессмысленно. А если вы трудитесь - то ведь в результате от глыбы мрамора будет отсечено все лишнее, не так ли?
Материал определяет результат, из куска мрамора размером с кулак не изваять конную статую для центральной площади.
На самом деле по эффективности конечного результата (если уж говорить с такой степенью профанации) православие ничем не хуже каких-нибудь йог, суфизма и прочего. Если переводить на язык "крутости" системы - то все они, в общем, приводят вас к тому, что отсекается все лишнее. Я не пытаюсь тут сейчас говорить на теологические темы, я просто описываю вам определенные моменты, пограничный между психотерапией, религией, эзотерикой и вашим бескультурьем.
То, что я описал здесь про православие - это не смысл православия, не его цель и не его задача. Это - иллюстрация того, что с точки зрения личностных изменений, с точки зрения психологической трансформации в духовном смысле православие обладает встроенными механизмами безопасности.
Как человек, "понюхавший пороху" в разных тусовках, могу сказать с полной ответственностью - при общей эквивалентности результата (превращение сырья в статую), если это можно так назвать, православие не менее эффективно, но при этом совершенно безопасно, если у вас с головой все в порядке.
А если у вас непорядок с головой - так вы в любом случае найдете, об какую стену удариться.
Теперь, после всего вышесказанного, мы с вами можем корректно оценить статью, послужившую поводом к написанию данного поста.
В современном обществе люди не привыкли трудиться душевно и духовно. У православных (в качестве примера) есть опора в боге, есть привычка к труду, к преодолению трудностей. У них уже есть аскеза, понимаете? В других культурах, где есть духовное начало как часть социальной культуры, это тоже есть. И потому трудности и тяготы самоограничения и самоизоляции - это всего лишь дополнение к аскезе. Это привычный труд души, и ничего больше. Там же, где духовность воспринимается иначе, чем каждодневный труд, где у людей нет вот этого вот - и внезапная аскеза самоизоляции приводит к иным последствиям.
Люди, лишенные привычного социального пространства личности в виде коммуникации, остаются наедине с самими собой. А самих себя они не знают, нет в них привычки к рефлексии и самоконтролю, и потому, оставшись наедине с собой, они вынужденно попадают в ситуацию самоосознавания. И от них начинают отваливаться куски.
А когда от тебя начинают отваливаться куски - это очень больно.
Остаться наедине с самим собой для современного человека, лишенного божьего заступничества и помощи, непривычного к труду душевному, не обладающего духовной культурой, и происходящий при этом процесс объективизации личности с неминуемым растождествлением с отдельными частями своего "Я" - разрушителен.
Если человек не привык трудиться душой - так ему и не с кем разговаривать, понимаете? И оказывается он наедине с черной бездной, беззвучной, безразмерной...
Вот что происходит на самом деле.
Проблема человечества в нынешнюю эпоху гуглезнания заключается в том, что люди перестали жить внутренней жизнью, и потому у них очень хреново, со внутренностями-то... На самом деле по сравнению с испанкой ковидла - плюнуть да растереть. Но тогда, в традиционалистском обществе, у людей была привычка к душевному труду, а сейчас ее нет. И офигев от той боли и страха, которые в неподготовленной душе породила ковидла, люди начинают искать посторонние, а то и потусторонние смыслы в происходящем. Дескать, ковидла - это кара, или это умысел, или это божественный замысел...
Ребята, ковидла - это обычная бацилла. Весь эффект от ковидлы, который мы видим - это исключительно эффект от нашей некомпетентности, расхлябанности, самоуспокоенности и самоуверенности. Заметьте - от гордыни, если говорить языком православия, то есть от того, что наиболее часто и наиболее постоянно отрабатывается аскезой, покаянием и исповедью...
И никаких встреч с собой здесь нет и не происходит, потому что настоящая встреча с собой для неподготовленного человека означает смерть по причине самоуничтожения личности.
На самом деле все вот эти вот ковидлоконцепции - это психологическая самозащита. Люди выдумывают себе объяснения, почему им так хреново, и почему так хренов вокруг, пытаются создать воображаемые картинки, куда вписать свой дискомфорт, свой страх, свою боль. Никакого реального духовного содержания пандемия ковидлы не имеет.
Потому что зараза - она и есть зараза, только и всего...
.
|
</> |