Немного о серьезном - об инклюзии.
malyshi — 07.09.2018 Я все который месяц уже хочу запилить посты и про то, как мы пробивались в школу с инвалидностью, чтобы оно где-то болталось, как говорится, для будущих поколений, и вообще, но все никак. И про то, как сейчас в школе, все порываюсь написать, потом не пишу, потом опять хочу, и опять не пишу, а надо написать, и именно - как сейчас. Потому что, блин, как бы я ни фыркала "фу школа", на самом деле, я ловлю себя на том, что у меня куча разных мыслей и ощущений. И про инклюзию же.Надеюсь, сообщество меня простит, что это будет отчасти что-то вроде эссе. Там надо описывать некоторые нюансы довольно подробно, потому что все эти процессы у детей очень индивидуальны. Кто не испугался занудного вступления и кому интересна тема - прошу под кат.
Я описываю только свои конкретные ощущения в данном конкретном случае и не претендую ни на какие истины. Кто нас знает, я писала, что у моей дочери ДЦП, спастический тетрапарез, ей через пару недель 8 лет, она интеллекутально и психологически сохранна, практически без сопуствтующих заболеваний (небольшие изменения по офтальмологии и ортопедии пока не в счет). Я работаю фулл-тайм, повезло, что работа и школа относительно рядом с домом, и спасибо начальству, которое согласилось меня отпускать по утрам, пока ребенок не адаптируется в началке. Все это происходит в Московской области.
Летом я билась за то, чтобы нам попасть в общеобразовательную школу. Честно - началось все с того, что я изначально считала, что у меня же умненькая красивенькая девочка, она просто не умеет ходить (спойлеры: сейчас я вижу, что дело, конечно, отнюдь не только в ходьбе), и она достойна лучшего. Как все родители. Потом, когда по факту мне уже пришлось знакомиться с местными какими-то вариантами учебных заведений (в простонародье - бывшие коррекционные школы) на районе, я уже понимала, что я не то, чтобы лучшего хочу, просто те школы тоже не рвались с нами работать, потому что они заточены под другие варианты инвалидности и образовательных программ (7 и 8 типы вроде как). А в соседнем поселке пару лет назад выстроили новую школу с доступной средой и заходя в которую не хочется срочно повеситься от обилия коридоров и серого цвета. Вот в нее-то я и нацелилась. Спасибо друзьям, которые помогли сделать регистрацию, так что мы попали в желаемую школу. Изначально я думала, что по временной регистрации нас не возьмут - нет, не имеют права отказать. Хотя пытались, были и уговоры со стороны школы и со стороны управления образования. Я великодушно им все прощаю бггг ))) сердце успокоилось тем, что я очень сильно разозлилась в какой-то момент и написала во все спортлоты обращения, что мне, мол, не дают реализовать свои и ребенкины права, и какого. Скажу сразу: без конкретного человека, который будет готов помочь и обладает властью, наверное, ничего бы не получилось, но нам помогла заместитель председателя общественной палаты МО, которая плотно работает с подобными вопросами у нас в районе. Я очень благодарна. После этого нас зачислили, хотя некоторые личности в школе и по сей день против. Но я просто улыбаюсь и машу, и держу в голове, кто нам рад, а кто не очень. Директор школы в принципе очень позитивно относится, хоть и несколько эээээ сорри бестолково. Но я рада, что хоть позитивно. И одна из завучей позитивно и по делу.
1 сентября я смотрела на ребенка и хотела схватить ее и бежать, потому что от линейки, количества людей и прочего она, конечно, малость подофигела. И я подумала, что переоценила ее психоэмоциональное состояние. Хотя сразу скажу: ни жалоб, ни слез, никакой такой ярко выраженной усталости не было, просто было видно, что ребенок офигевает от происходящего, спокойно так офигевает. Я сразу для себя решила, что если что, я без каких-то там амбиций и сомнений признаю свою неправоту, забираю ее на надомное, и все.
А потом мы пошли в школу ))) и все мои представления о том, как это будет, и как я дальше это организую (няня-сопровождающий в коридоре, Варя учится на уроках сама с учителем) провалились пока, на данный момент, в тартарары. Я увидела всех остальных детишек, которым тоже трудно привыкать к тому, что не надо всем вместе кричать ответы учителю, что надо спокойно сидеть и не шуметь, что надо соблюдать правила. Я увидела, что Варя может заниматься, но ей надо помогать в какие-то моменты, например, когда они рисуют или чертят схемы предложений (писать она не может, рисовать тоже, только с моей помощью). Наш процесс письма затрудняется еще и тем, что она правша, а я левша ))) поверьте, это жесть ))) плюс откровенно дурацкий вариант парты оказался, вернее, сама парта ок, но не отрегулированная (в понедельник поедем регулировать ее с коллегой по работе).
Но я вижу, что Варе нравится, и за неделю она даже повысила свои какие-то показатели, например, сегодня мы высидели с ней два урока, потом посидели вместо физры в коридоре, она попрыгала на полу (подрыв устоев, подрыв устоев! на четвереньках!), отдохнула, и сходили еще на окружайку, ей этот предмет очень хорошо, потому что она очень эрудированная и ей нравится про окружающий мир, особенно с уклоном в природу и биологию. До этого мы оставались или на 2, или на 3 урока, на технологию и ИЗО с физкультурой мы не ходим. Не знаю, что будем делать с этим, и надо ли что-то делать. Пока учительница говорит, что аттестации за 1 класс нет, можно расслабиться и не париться, увидим все уже по результатам обучения позже. Варя на вопросы отвечает, руку поднимает, объяснения учителя слушает и запоминает, инструкции старается выполнять. Т.е. процесс социализации идет - а это практически единственное, чего я могла ждать от 1 класса, с учетом сложности программы, все мы знаем, что дети в основном уже это все знают.
Дети и родители в классе адекватные, я умом понимаю, что вылезти потом может всякое, но изначально к нам очень доброжелательно отнеслись. Девчонки подходят к Варе, кто-то угощает яблоком, кто-то дарит лист раскраски, кто-то дает свою игрушку поиграть. Ну, и вообще, толпятся вокруг нас ) общаюсь, правда, в основном я, потому что Варя в ответ на вопросы молчит. Инклюзия у нас идет по всем направлениям, блин )))))))))))))))))))))) если вы считаете, что вопрос инвалидности самый острый, то этих чертовых малолеток волновал вопрос есть ли у Вари папа бггг (я без комплексов на эту тему, но блин. Сказала, что папы есть у всех детей, просто иногда они не живут вместе. Почему? потому что я и варин папа не захотели жить вместе, поэтому будем считать, что его нет), есть ли у меня диабет (у меня лишний вес, у детей какая-то привязка, подозреваю или из разряда человек не виноват, что он толстый, может, у него диабет, или наоборот, плохо быть толстым, потому что будет диабет - у меня диабета нет, поэтому я ответила, нет, у меня нет диабета, я здорова - добро пожаловать, бодипозитив). Так вот, про то, почему Варя в коляске и что мы говорили меньше, чем про пап и диабеты ))) еще там что-то было про толстых, не в плане обзывательства или чего-то, но с негативным окрасом, и я сказала - ну, посмотри, я толстая, и я же хорошая тетя. Сразу подчеркну - я к детям сама ни с какими абсолютно разговорами не лезу и вообще стараюсь не лезть, ни в учебном процессе, ни на переменах. Только доброжелательно здрасьте и пока. Ну, и разумеется, если нужна какая-то помощь физически, то я помогу (3-го числа ко мне после физкультуры выстроилась очередь помочь с одежками, это было мимими). К учителю я тоже не лезу ни с помощью, ни с дружбой, ни с чем таким. Если надо, то я просто делаю что-то типа помыть пол после пролитой воды, но в целом, мы доброжелательно держим дистанцию.
Варя в школу идет с радостью, учительница ей нравится, заниматься ей нравится, я ее хвалю за каждый случай удачного проведения карандашом по бумаге, просто чтобы создать позитивную мотивацию и связку. Дома после отдыха она с бабушкой может заглянуть в учебник снова, например, по математике. А я смотрю на нее, и я очень довольна. У меня то самое чувство, когда все правильно сделал. Ну, и самый прикол, конечно, что интересно и мне ))) мне как-то и детишки нравятся в классе, и в принципе процесс. Что удивительно.
Я отдаю себе отчет, что все это может в любой момент поменяться, позитив смениться негативом, когда начнутся оценки, а школа таки не чухнется с реально адаптированной программой (пока никто не чухается) и чем-то там еще, но я умею жить настоящим моментом, и в настоящем моменте я вижу, что решение мое было правильным и удачным конкретно в нашем случае. В принципе, меня поддерживает мысль, что запасных вариантов еще есть кучка, т.е. мы точно не пропадем )))
Про инклюзию. Я всегда это слово воспринимала только как то, что мой ребенок будет включен в процесс обучения, и не понимала более широкой трактовки понятия. Сейчас понимаю, да, как наличие ребенка-инвалида в школе влияет на всех участников процесса: на нее, на меня, на детей в классе, на учителя, на школьную администрацию, на детей в школе вообще. Все же не зря последнее время были эти уроки доброты и публикации. Я вижу, что положительно влияет такой ребенок на всех. Хотя раньше я считала что это все фигня. Нет, дети смотрят, видят рядом с собой, что девочка симпатичная, одета хорошо, не странно, с косичками, разговаривает, ездит на интересной коляске, что у нее мама эээ ну приятная, скажем так. Что она вроде бы такая же, как они, по сути. Взрослые видят, что я не хожу и не качаю целыми днями права, как они боялись, видимо - а я им говорила, давайте договоримя один раз о каких-то вещах, и будем в этих рамках дружить и сосуществовать мирно. Учительница видит, что я не критикую ее, не сплетничаю и не лезу к ней ни с чем особо (подхожу просто уточнить, что взять завтра, если уходим пораньше). Конечно, в голову я никому не залезу, но в целом, надеюсь, на мирное существование это все похоже.
Спасибо всем, кто нас поддерживает, кто прочитал, кому интересно. Я сразу пишу общее спасибо на все поддерживающие комментарии, я всегда их читаю, и это помогает нам двигаться дальше, СПАСИБО!
Если кто-то хочет обсудить, буду рада.
У администраторов прошу тэг "инклюзия". Если будет интересно, то я планирую по данному вопросу в районе работать, у нас тут несколько общественных организаций этим занимаются. Могу писать раз в месяц что-то типа статей о нашем опыте. Надеюсь, менее занудно )
|
</> |