Немного о русском флоте

Из Мордвинова:
Небезынтересно отметить, что уже в Итальянскую
кампанию основным тактическим руководством для всего русского флота
служила Сигнальная книга, в которой нашли отражение боевой опыт и
некоторые положения из тактических воззрений Ф. Ф. Ушакова.
Отдельные приемы тактики Ф. Ф. Ушакова и его теоретические
рассуждения оказали также влияние на раздел о боевых действиях
Устава военного флота 1797 года.
Такие приемы Ушакова, как атака по флагманским кораблям
противника, нападение на неприятельский флот с меньшими силами, его
расчленение и окружение по частям с последующим уничтожением,
получили отражение в 16 артикулах Сигнальной книги. Вопросу
использования кораблей резерва (опыт сражений Керченского, под
Тендрой и Калиакрией) посвящен специальный раздел Сигнальной книги,
где в шести артикулах показываются примерные случаи использования
корпуса резерва.
Преследование противника без соблюдения порядка номеров (опыт
сражений под Керчью, Тендрой, Калиакрией) нашло свое отражение
также в шести артикулах Сигнальной книги. И, наконец, почти
половину книги занимает раздел «О прибрежных действиях: т. е. о
свозе десанта, атаке крепостей и укрепленных кораблей 3 в порчах».
В этом разделе, состоящем почти из 200 артикулов, много общего с
практикой ушаковских действий как под Корфу, так и в Итальянской
кампании. Большое место в Сигнальной книге уделено также вопросам
крейсерства и разведке, т. е. всему тому, чему так много всегда
уделял внимания Ф. Ф. Ушаков и его предшественник Г. А.
Спиридов.
Напомню, что первые подробные тактические наставления
русского флота сделаны адмиралом Кушелевым в 1797 году. Горькая
ирония, ибо это... Просто переведенный британский устав 1734
года, к тому времени уже в Англии отмененный. И никаким
опытом Ушакова там и не пахнет.
Эти инструкции в России отменили в 1801 году, вернувшись к...
Уставу 1720 года.
А вот Сигнальная книга Ушакова была, только она не получила ни
признания, ни применения. Частью наработки адмирала использовались
теми, кто с ним служил, например Сенявиным, но к 1808-му от этих
наработок в реальности мало что осталось.
Чтобы было понятно, на основании чего принимался Морской устав 1797
года. А на основании морских учений в Гатчине в 1796 г.
Вот их описания.
"Маневра на гатчинских водах" весной 1796 г.
Флот был разделен на три эскадры – авангард,
кордебаталия, арьергард. Кордебаталия под командованием
генерал-майора С.И. Плещеева состояла из яхты «Надежная» и пяти
яликов; авангард, возглавляемый полковником Г.Г. Кушелевым, - из
трешхаута «Твердый» и четырех яликов; арьергард, под командованием
полковника А.А. Аракчеева – из трешхаута «Храбрый» и четырех
яликов.
Весь флот собрался на малом озере и, разделившись по эскадрам,
двинулся в большое через три пролива. Выйдя в большое озеро, флот
продолжал движение тремя линиями мимо храма Венеры, а затем
выстроился в одну линию и открыл пальбу. Достигнув зеленых мостов,
флот повернул назад и выстроил линию фронта. Когда он снова подошел
к храму Венеры, с главного судна, яхты «Надежная», был дан сигнал,
искать удобного места для высадки десанта. Пока авангард исполнял
данный приказ, остальной флот лежал на дрейфе и производил огонь по
берегу. Когда же место было выбрано, все суда приблизились к
берегу. Флагманские суда продолжали огонь, а малые стали свозить
десант. Далее действие разворачивалось уже на суше. Заканчивалось
оно отступлением полковника Кушелева, его отходом к берегу,
посадкой на суда и перестрелкой отступающего флота с оставшимися в
береговом укреплении.
Как видим, никаких тут резервов или прорезания линий
нет, плавают все в колонне, главная задача тренировок - обстрел
берега и десант. Поэтому касательно сражений с кораблями цельно
стянули из английского устава. Устав был принят 8 марта 1797
года, а уже 6 июля Балтийский флот проводил учения согласно
уставу. Однако учения не получились, 6-го испортилась погода, Его
Величество начали блевать-с, и 10-го решили вернуться в
Кронштадт.
Главное в этом Уставе - не тактика, а административная
деятельность, например возрождение должности обер-сюрвайеров, для
надзора за тратами на строительство кораблей. Составлен он был
далекими от флота людьми, которые не нашли ничего лучше, чем
честно, под копирку, списать устав у более опытных в морском деле
людей.
|
</> |