Немного о приёмах статистической манипуляции.

И пришёл к выводу: " Если уж Сам Буревестник Революции свидетельствует... И чего тогда было бунт учинять, если так хорошо жили, лучше офицеров!"
Однако при документальном рассмотрении оказывается всё не так однозначно.
Фраза рабочего - не более чем поэтическое преувеличение (принадлежащее ли реальному рабочему, или придуманное Горьким - не вем).
Жалование подпоручика действительно было 40 рублей в месяц, но в конце XIX века. К 1910 оно составило 60 рублей. Но дело в том, что прямо сравнивать жалование офицера и рабочего нельзя потому, что для офицера это лишь часть его денежного довольствия, а для рабочего всё. Офицер получал ещё "столовые деньги" (это аналог не советских "пайковых", денежной выдачи взамен бесплатного питания, а советской "зарплаты за должность", а жалование - аналог "зарплаты за звёздочки"). Правда, если подпоручик не занимает должности, а просто субалтерн, то столовых ему положено 8 рублей в месяц (командиру роты уже 25, а командиру полка 225 рублей в месяц, больше жалования по полковничьему чину, 140 рублей без надбавки за выслугу и "усиленных"). Кроме того, есть выплаты, которые могут быть денежными, а могут быть и "в натуре", например, вместо "денщика в натуре" (для штаб-офицеров двоих, для генералов троих денщиков) выплачивалось 10 рублей на наём вольной прислуги, также предоставлялась квартира "с отоплением и освещением" в казармах (подпоручику комната, полкомнаты для прислуги, стойло и четверть сарая для имущества; полковнику пять комнат и две для служб, конюшня на 5 стойл и сарай), либо "обывательская" примерно из тех же норм, или деньги на наём (поручику от 250 рублей в год в Москве, СПб, Одессе и Владивостоке до 70 рублей в "непоименованных городах", Нижний Новгород это третий разряд, 200 рублей; полковнику от 800 до 250 в год, для Н.-Н. 500 рублей). Кроме того, были разовые выплаты (прогонные и порционные при командировках, рекогносцировках, съёмкам и пр.; суточные за караулы, пребывание в лагерях и походах и т.п.; выплаты "на перевозку инструментов" инженерам и другие). В военное время выплаты по особому порядку, включая как увеличение окладов, так и подъёмные, а также вспомоществование семьям.
Беря условия мирного времени и без разовых выплат, получаем для поручика в Н.-Н. без особой должности и переводя выплаты "в натуре" в денежные суммарно 85 рублей в месяц, для полковника - командира полка 420 рублей в месяц.
Рабочие, зарабатывавшие 85 рублей и выше были. Согласно "Заработки фабрично-заводских рабочих России (июнь 1914)" 1.9% рабочих имели заработок 3-4 рубля в день, 0.7% - 4-5 рублей в день и 0.4% - более 5 рублей. 85 рублей, считая 26-дневный рабочий месяц (помимо воскресений, учтены 13 установленных в году праздничных дней) это 3.4 рубля в день, т.е. на такой уровень выходили несколько менее 3% рабочих. Однако верхние 3% офицерского состава это генералитет, с окладами от 500 и выше рублей в месяц, и лишь если исчислять 3% ко всей численности вооружённых сил, получаем величину, несколько меньшую численности офицерского корпуса.
Таким образом, вывод о том, что "рабочий получал больше офицера" основан на трёх приёмах статистической манипуляции - сравнении величин в разных единицах изменения (до-виттевский рубль, которых офицеру в жаловании полагалось 40 и девальвированный в полтора раза после-виттевский, коих 60), сравнении части с целым (одного лишь жалования офицера, составлявшего часть его доходов со всеми доходами рабочего) и сопоставлении разных частей выборки (низшей по оплате части офицерства и высшей по оплате части рабочих). Полагаю, что интересно не столько само сравнение, сколько пример манипулятивных приёмов, часто используемых в пропаганде и породивших поговорку про "Ложь, наглую ложь и статистику".
Источники:
http://rus-sky.com/history/library/1913/1913.htm
http://militera.lib.ru/regulations/malinko/07.html
ЗЫ
Я бы ограничился ответом у него в ЖЖ, но, увы, после первых же возражений ему (включая, кроме вышесказанного, ещё и ответ на его вопрос, который он, похоже, полагал риторическим: "Так какая же у рабочих была средняя зарплата?!" - и данный гг. фабричными инспекторами в 1910 году ответ: "233 рубля в год у промышленного, 143 рубля в год у сельскохозяйственного рабочего, в месяц, соответственно, 20 и 12 рублей", он возможность отвечать заблокировал (впрочем, сперва заявив, что это "белая зарплата", а основная была "чёрная" - интересно, зачем бы такая схема оплаты в отсутствие как подоходного налога, так и платежей в социальное страхование?).
|
</> |