Немного о Кралеве

В турецкое время город назывался Карановац, а нынешнее имя получил по воле Милана, первого короля новой Сербии. Кралево от слова "краль" (король) должно было напоминать как о средневековых королях, короновавшихся в расположенном неподалёку монастыре Жича, так и о самом Милане. Центр города - это сетка параллельных и перпендикулярных улиц с идеально круглой площадью в сердцевине. Площадь украшена межвоенным памятником солдатам, погибшим в Балканские и 1ую Мировую войны.


Площадь и прилегающие улицы - пешеходные, и гуляющего народа здесь много всегда. Меня давно удивляло, где и как зарабатывают люди, живущие в таких городках, и почему-то кажется, что они не работают вообще.


Народный музей

Историческая (XIX века) церковь св Троицы. Немного за пределами центра есть бОльшая церковь - св Саввы, но она новодельная, и я туда идти поленился - только из окна с автобуса видел.

Самое старое здание Кралева - конак господара Васи, здесь несколько лет жил св. Николай Велимирович
Еще одно приятное место Кралева - это пешеходная набережная реки Ибар. Ибар я, можно сказать, изучил от истока до устья, т.к. вдоль его русла, местами в узком каньоне, идут авто- и железная дороги на юг, к Рашке, т.е. путь в большинство монастырей начинается с поездки вдоль реки Ибар. В Кралеве река довольно спокойная и населенная живностью, судя по количеству рыбаков; ну и вдоль нее сделана набережная со скамейками и фонарями, так что гулять здесь можно в любое время.



Это уже вид с моста, по которому я в монастырь Жича направлялся. К реке тяготеют и все спортивные места Кралева - большой стадион, корты, площадки с тренажерами и т.д.
Еще одна точка притяжения в Кралеве - это расположенные рядом друг с другом автобусная и железнодорожная станции. Но если автобусная станция - это уродливый, да еще и сильно деградировавший, унылый соцреализм, то ж/д станция - явно довоенная.

Кралево - это важный ж/д узел. Здесь сходятся четыре линии: на север уходит электрифицированная ветка на Крагуевац, на запад - тоже электрифицированная на Пожегу и Ужице, на восток - полузаброшенная (две пары поездов в день) - в Крушевац и Ягодину, на юг - живописнейшая линия в Косово (недавно восстановлены рейсы в Северную Косовску-Митровицу, до этого поезда ходили до Рудницы - границы Сербии и Косова)

Вот на таком поезде я ездил на станцию БрвенИк, а оттуда уже пешком исследовал монастыри Градац и Нову-Павлицу; именно он и едет в сербскую часть Косова. На ютьюбе есть отличный канал сербского железнодорожного энтузиаста dulevoz'а, вот у него можно посмотреть двухчасовой фильм о поездке от Рудницы (косовская граница) до Кралева - захватывающие пейзажи Ибарского ущелья, великолепные ретро-мосты и туннели, старые вокзалы. Поезд Кралево - Косовска-Митровица (на лбу у него было написано "Рашка", но мы-то всё понимаем) был единственным местом в Сербии, где у меня проверили паспорт, имейте это в виду!
А автобусами в Кралеве просто и сложно одновременно. Автостанция большая, некогда ее центральные перроны, предназначенные для междугороднего сообщения, были отделены решеткой с калиткой, т.е. явно существовали и перронные билеты, но все это в прошлом; слева и справа от центральных имеются группы "местных" перронов. Аборигены на этой станции легко ориентируются, мне же приходилось постоянно сканировать орлиным взором (каламбур! у меня птичья фамилия) весь этот комплекс, чтобы не упустить нужный мне автобус. В принципе на станции есть касса, но водители с удовольствием продают билеты сами, ну и спрашивать их нужно обязательно. Например, в Ушче я ехал не местным рейсом, а ушедшим на 15 минут раньше того дальним автобусом, шедшим в Копаоник; дорога-то все равно одна, вдоль Ибара, и водители с удовольствием опять-таки наполняют салон такими вот попутчиками.
В сквере перед станциями стоит грандиозный памятник Победы и Сопротивления (официальное название, хотя авторы явно думали о Кралевской резне)



О Кралевской резне лучше почитать в английской Вики. В октябре 1941 года партизаны (=коммунисты) и четники (=про-правительственные, т.е. за короля и правительство в Лондоне) совместно напали на немецкий гарнизон в Кралеве, и немцы в отместку арестовали и методично рассстреляли около 2 000 кралевских мужчин. Автор этого блога был (до фейковирусной паникодемии) фанатом западной цивилизации, и меня, признаться, до сих пор шокирует, как правильные, культурные и воспитанные немцы быстро превратились во Вторую Мировую в лютых зверей. Все-таки почитайте Вики: кралевских мужчин всех переписали, вывели на территорию фабрики, а потом выводили группами по 100 человек к заранее выкопанным ямам и расстреливали из автоматов, выживших добивали одиночными выстрелами в голову. Памятник жертвам этой резни находится за ж/д линией, туда надо идти по пешеходному мосту, и, как водится, я поленился. А меж тем, мемориальный компелкс является необычным памятником югославского искусства; стоило бы это увидеть вживую.
Мы же с вами поедем смотреть вживую монастыри Неманичей, и первой будет у нас Студеница.
|
</> |