Что бы был предмет разговора, посмотрим, как определяет
понятие "бесконечность» Википедия - думаю, в этом случае ей можно
доверять!
Бесконечность
— категория человеческого мышления,
используемая для характеристики безграничных, беспредельных,
неисчерпаемых предметов и явлений, для которых невозможно указание
границ или количественной
меры[1].
Используется в противоположность конечному, исчисляемому, имеющему
предел. Систематически исследуется в
математике[⇨],
логике[⇨]
и
философии[⇨],
также изучаются вопросы о восприятии, статусе и природе
бесконечности в психологии,
теологии,
физике[⇨]
соответственно.
Тут всё вроде бы ясно - бесконечность это то, для чего
невозможно указание границ или количественной меры. Но важно
понимать, что бесконечность одна – не бывает разных бесконечностей!
Не может одна рассматриваемая нами бесконечность быть больше или
меньше другой бесконечности. Все бесконечности равны по -
определению. Но что из этого следует? Тут начинается самое
интересное!
К примеру, возьмём точку, и построим от неё луч. Очевидно, он
будет иметь бесконечную длину. Построим такой же луч из этой точки
в противоположном направлении - он тоже иметь бесконечную
длину! Таким образом, мы получим бесконечную прямую.Очевидно,
длинна первого и второго луча будет одинакова, и равна длине
полученной прямой - т.е бесконечности! А любая точка,
произвольно поставленная в любом месте бесконечной прямой будет
находиться точно в её середине и делить ровно пополам на два
одинаковых луча бесконечной длинны.
Идём дальше: Проведём через нашу точку веером бесконечное
количество лучей, и получим бесконечную плоскость. Видимо, сумма
длин всего этого бесконечного множества лучей будет равна длине
каждого луча! А точка, из которой они построены, будет находиться
точно в центре этой плоскости. Так же, как и любая другая
произвольно взятая точка!
Продолжим наш эксперимент: Проедём от нашей точки лучи во все
стороны, и получим бесконечную сферу. Длинна каждого луча будет
равна длине всех остальных, а так же их сумме – т. е.
бесконечности. И любая произвольно взятая точка будет находиться
точно в центре этой сферы!
А теперь посмотрим, что из этого следует в реальном мире:
Поскольку Мультиверсум (бесконечное множество Вселенных) можно
представить как бесконечную сферу, то мы находимся точно в её
центре! Впрочем, как и любой другой объект.
Ещё один мысленный эксперимент:
Возьмём отрезок конечной длинны, скажем 1 см, и начнём
складывать его пополам. Очевидно, количество таких операций
бесконечно! Значит, конечный отрезок состоит из бесконечного
количества отрезков бесконечно малой длинны.
А теперь займемся удвоением нашего отрезкаю Каждый раз получим
отрезок конечной длинны, ровно в два раза больше предыдущего, и
состоящего из конечного количества отрезков длинной в 1 см, которые
в свою очередь состоят из бесконечного количества бесконечно малых
отрезков!
Очевидно, операцию удвоения мы можем проводить бесконечно.
Каждый раз мы будем получать отрезок конечной длинны, состоящий из
бесконечного множества отрезков бесконечно малой длинны!
Значит, любой конечный отрезок тождественен любому другому
конечному отрезку – оба они состоят из бесконечного числа
бесконечно малых отрезков!
Но из этого следует, что любой конечный отрезок тождественен
бесконечной прямой, поскольку оба они состоят из бесконечного ряда
бесконечного ряда бесконечного ряда отрезков!
И последнее: из этих рассуждений вытекает, что любой конечный
объект Мультиверсума тождественен всему Мультиверсуму, поскольку
оба они состоят из бесконечного множества бесконечно малых
частей.
И любой объект, например вы или я в масштабе мультиверсума
занимает среднее положение: ему соответствует бесконечный ряд как
бесконечно меньших, так и бесконечно больших объектов!
Такие вот праздные рассуждения… Если кто-нибудь дочитал до
этого места, то вероятно решил, что у меня окончательно поехала
крыша. Однако, посмотрим, что об этом говорит Википедия:
Парадокс Тристрама Шенди:
Формулировка.
В романе Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди,
джентльмена» герой обнаруживает, что ему потребовался целый год,
чтобы изложить события первого дня его жизни, и ещё один год
понадобился, чтобы описать второй день. В связи с этим герой
сетует, что материал его биографии будет накапливаться быстрее, чем
он сможет его обработать, и он никогда не сможет её завершить.
«Теперь я утверждаю, — возражает на это Рассел, — что если бы он
жил вечно и его работа не стала бы ему в тягость, даже если бы его
жизнь продолжала быть столь же богатой событиями, как вначале, то
ни одна из частей его биографии не осталась бы
ненаписанной».
Действительно, события n-го дня Шенди мог бы описать
за n-й год и, таким образом, в его автобиографии каждый день
оказался бы запечатлённым. Иначе говоря, если бы жизнь длилась
бесконечно, то она насчитывала бы столько же лет, сколько
дней.
Аналогия.
Ряд натуральных чисел можно поставить во взаимно
однозначное соответствие с рядами квадратов натуральных чисел,
степеней двойки,факториалов и т. п.:
1 2 3 4 5 …
1 4 9 16 25 …
2 4 8 16 32 …
1 2 6 24 120 …
Можно привести примеры рядов натуральных чисел со всё более
быстрым ростом, представителей которых, как бы редко они ни были
расположены в натуральном ряду, будет столько же, сколько
натуральных чисел.
Выводы.
Данное рассуждение демонстрирует
нарушение принципа «часть меньше целого», которое характерно для
бесконечных множеств и даже может быть использовано для отличения
их от конечных. Критерий бесконечности множества, предложенный
Дедекиндом, формулируется следующим образом: «множество является
бесконечным, тогда и только тогда, когда оно равномощно некоторой
своей части». Можно доказать, что критерий Дедекинда в
аксиоматической теории множеств эквивалентен определению
бесконечного множества как множества, содержащего счётное
подмножество элементов.