Немного морализаторства-2

топ 100 блогов diak_kuraev29.01.2019 Образ мысли не-прощателей скорее подражает не Христу, а древнехеттскому (ок. 1500 г. до Р.Хр.) царю Телипину: «В дальнейшем, кто после меня царем будет,.. не говори так: 'Я полностью прощаю'. Полностью не прощай ничего» .

Но некоторых людей история все же хоть чему-то учит. Австрийский поэт Эрих Фрид (1921-1988) посвятил теологу-антинацисту Гельмуту Голвицеру стихотворение «Неотмирное» («Weltfremd»):
Кто думает, что любовь к врагам непрактична,
Тот не просчитал практические последствия
Последствий ненависти к врагам.

Давайте и мы отойдем малость от баррикад и спросим: а что случилось? Из-за чего спор? Православные храмы из Украины никуда не уедут (ни в Москву, ни в Стамбул). Разрушать их никто не собирается. Понуждать к отречению от православия тоже никто не намерен.

Даже Сергей Кравец, глава церковно-научного центра "Православная энциклопедия" человек образованный, с большим опытом церковной жизни решил выставить себя полным дураком, причем с помощью официальной правительственной газеты: «И о святых. У нас же один и тот же сонм святых. И вот для современной православной украинской женщины святая Ксения Петербуржская и Матрона Московская, дивеевские святые станут святыми другой церкви? И она начнет молиться какой-нибудь Олимпиаде Константинопольской? И Серафим Саровский им завтра уже чужой святой? Это невероятное нарушение сакрального сознания людей. Невероятно грубое вторжение в него" .

Что за страшилки? Никто не собирается запрещать украинцам почитать русских святых. Но почитание любых святых факультативно. Кто кому когда и где хочет – ставит свечки. Что значит «другой церкви»? С каких пор другая автокефальная православная церковь для христианина стала "другой"? Мученики первых веков не был русскими. Они для нас чужие? Святой Николай никогда не подчинялся московским патриархам – и он теперь "святой другой церкви"?

Говорят, Филарет и Фанар порвали «единство Церкви». А в чем единство Церкви? Оно – во Христе. В украинской сваре Христос среди пострадавших вроде никак не значится. Христу будут молиться в храмах и там, и там. Вера одна и та же.

Спор лишь об одном: о каком патриархе молиться. Поминать ли во время совершенно идентичной греческой литургии патриарха московского или же местного митрополита.

И что за дело российским прихожанам до того, о ком молятся украинцы? Есть Болгарская церковь, у нее свой патриарх. И чем это натирает русскому, московскому или рязанскому прихожанину? Поехал туда на Золотые пески, зашел в храм, помолился на общеславянском языке помолился, если захотел – присоединился к молитве о болгарском патриархе, не захотел – пропустил ее мимо ушей или помолился и о нем, и о своем, московским. Какие проблемы?

Но московское ТВ делает вид, что украинцы покусились на что-то, крайне дорогое для московского обывателя. Задели, мол, наши законные права. Но какие у нас могут быть законные права в другой стране? И опять же – публичная молитва за патриарха Кирилла вряд ли так уж дорога хоть для русского, хоть для украинского прихожанина.

Единство? Да, на примитивном уровне личностного и общественного самосознания очень важны внешние знаки этого единства. Одна одежда, одни и те же речевки, одинаковые значки. Но у христиан должно ли всегда быть так?

Даже в разговоре с инославными в былые годы тот же нынешний патриарх Кирилл и другие люди «никодимова гнезда» справедливо говорили, что экуменический диалог учит нас видеть глубже поверхностных различий, вычленять глубинный код общей христианской идентичности. Сегодня те же люди поют те же песни – мусульманам, но не православным.
Неужели православные христиане не могут ощущать свое единство, если будут в своих молитвах поминать разных патриархов? Почему они это могут делать без ущерба для своего единства во всех других странах, но не на Украине? Неужели единство во всем остальном менее важно, чем упоминание патриаршего имени?

Еще апостол Павел осуждал тех, кто вместо того, чтобы просто считать себя Христовым, начали делиться по группировкам: «я Павлов»», а «я Аполлосов» . Спустя 20 веков все повторяется – «я Кириллов» а «я - Варфоломеев»?!

Если некий патриарх переживает и комплексует из-за своего неупоминания где-то – это подробности его диагноза. Причем тут все остальные христиане?

А на самой Украине кому она навредит? Что имеет обычный украинский священник или прихожанин от видимости единства с МП? Ничего. Только проблемы.

В ответ на эти вопросы апологеты Моспатриархата говорят – «Но филаретовцы неканоничны! Варфоломей не имел права их прощать!». Про каноны мы говорили тут https://diak-kuraev.livejournal.com/2218190.html.

Разговор про «право прощать» - это разговор о пределах "икономии". Кто из христиан может положить предел прощению, снисхождению и терпимости?

И остается голая политика. Мол, украинская автокефалия это удар по «русскому миру».
Кому в России, в РПЦ станет плохо, если в Киеве будут автокефалия? И отчего этому православному станет плохо?
Разве что затруднятся переходы священников из России в украинские епархии и обратно. Теперь вместо решения епископа нужно будет получать отпускные грамоты от Синодов.
Плохо станет только группе кремлевских мечтателей-геополитиков.

Для них "единство Церкви" это та последняя виртуальная ниточка, вокруг которой при случае нарастет плоть реального военно-государственного единства.
Все ссылки "воссоединителей" на каноны не более чем прикрытие их собственных вполне земных и политических амбиций.

Это версия стала чем-то большим, чем гипотеза после того, как патриарх Варфоломей раскрыл содержание своей трехчасовой беседы с нашим патриархом 31 августа 2018 года. Наш кормчий начала ее с политинформации: мол, в результате прошлого майдана к власти на Украине пришло неправильное и незаконное правительство, но промосковские силы скоро его сбросят...

Замечательно бывает совмещать декларации растерянных спикеров Моспатриархии. Вот бывший, но не совсем отставной патриарший пресс-секретарь протоиерей Владимир Вигилянский: «Мое видение ситуации с автокефалией. Это исключительно ПОЛИТИЧЕСКИЙ вопрос. Любой канонический и церковно-исторический аспект проблемы только запутывает и намеренно уводит в сторону решение». https://www.facebook.com/photo.php?fbid=969032819951815&set=a.328174824037621&type=3&theater

А вот – его преемник на посту главы патриаршей пресс-службы священник Александр Волков: "Церковь — это единственный институт, который остался вне политики, вне игр политтехнологов, вне нечистоплотного мирового человеческого процесса... Церковь всегда оставалась над схваткой политиков, над человеческими страстями, всегда пыталась найти слова для того, чтобы сбавить пыл, уговорить прислушаться, стать между противоборствующими сторонами".
https://iz.ru/789785/aleksandr-volkov/udar-po-pastve

Я согласен с первым оратором. Политика Моспатриархии это именно политика. Причем весьма жестокая и бессовестно манипулятивная.

Происходящее в жизни православных украинцев – это мир чистейшего субъективного идеализма. В мире символов (а именно в этом мире живет религия) человек наделяет смыслом те или иные события, и в зависимости от спроецированных им в эти события смыслов и ценностей напрягает свои эмоции. Больно? – Это если ты переоценил свое смысловое вложение и поэтому тебе кажется, что ты теряешь много чего ценного.

Задача московской пропаганды – сделать максимально больно тем украинцам, которые могут повернуться к ней спиной. Для этого надо наделить не то что предельным, а просто-таки запредельным смыслом происходящие или возможные перемены. Мол, это граница между жизнью и смертью, вечной погибелью и вечным спасением, адом и раем…

Марксизм учил, что религия своей утешительной и иллюзорно-компенсаторной функцией помогает людям преодолевать реальные жизненные проблемы – и в этом корень ее живучести. Но наша церковь научилась создавать людям новые проблемы, постоянно виктимизируя сознание своих прихожан, проблематизируя самые частные подробности их жизни и заставляя горестно их оплакивать. Еда, секс, человеческие отношения, отдых, даже сон - все становится для «необратимо воцерковленного» много сложнее и проблематичнее, чем было во времена его былого неверия. И вот теперь оказывается, что твоя вечная погибель таится в твоей же молитве – если она не за того князя церкви.

В этом – настоящая бесчеловечность пропаганды и политики патриархии на Украине. Цель ее – в умножении боли, в резком обострении конфликта и размежевании людей. Понятно, что верные Москве митрополиты вслед уходящим от них людям сыплют настоящими проклятиями, причем «вечными» и «родовыми». Потрясающий эгоцентризм: уходишь из под моего архипастырского ига – идешь в ад!

Поэтому я бы предложил путь аксиологического сопротивления: не принимать предлагаемую пропагандой систему ценностей и ориентиров. Открыть гермошлем и понять, что воздух планеты не отличается от того, что закачан в твой скафандр. И миазмы те же, и кислород в таком же количестве. Всюду люди со следами их деятельности. Епархиальные кабинеты, пономарки и даже алтари храмов Моспатриархии качественно не отличаются от аналогичных объектов с другими маркерами собственности. Люди точно везде одинаковы. А Бог… Бог свободен и дышит где хочет.

И верность Христу это не совсем то же самое, что верность амбициям зарубежного начальника.
Верность Христу – это верность Христу и ничему иному. За одним исключением: Сам Христос в этой формуле разрешал заменять Себя словом «ближний». А ближние не прячутся за телохранителями.

Я же повторю свою формулу аксиологического сопротивления для Украины. Она двухчастна. Первая ее часть – нужно, чтобы все стороны сказали, что нет греха в том, чтобы перейти в ту церковь, которую создает сейчас Константинополь; а второе — нет никакого преступления в том, чтобы остаться в той церкви, которая находится в ведении Москвы на Украине.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:33

https://bit.ly/2NkCkVi
Авто заработок от 5800 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
У меня было пальто. Роскошное, непрактичное -- купила, потому что не купить не смогла. Так бывает, девочки понимают. Принесла я его домой -- сидит отлично. Красивое, но что-то не то. Не спрашивайте -- не знаю, что именно. Не то и всё! И придраться не к чему, но что-то смущает. Показ ...
На интенсиве в Казани клиентка сказала честную, но странную фразу, от которой её саму в итоге и «передёрнуло»: « Мария, я, если честно, не понимаю, почему у нас проблемы начались, я же была уверена столько лет, что я похожа по типажу на его любимую бабушку, которая его воспитала и что он ...
Вот еще вопрос про бытовую этику: представьте себе, что вы уже какое-то время ...
Доброе утро! До Национального Дня Люксембурга еще целая неделя, в связи с чем и предлагаю Вам вспомнить наряды Люксембургских дам на самом важном празднике в Герцогстве. 2017 2016 2015 2014 2013 ...
Будни сатрапий Мавераннахра (по наводке тов. kukmor ). Чиновная рать Туркменистана в обыденной обстановке. Припадают к стремени солнцеликого, затмевающего звёзды и вечно живущего сердара. И никакой, заметьте, гнилой демократии(ТМ). Затаённая мечта многих наших борцов с ...