Немцы сами живут гут. И другим дают.
novayagazeta — 27.07.2012 Вытащил сегодня из почтового ящика, как и все остальные в нашем доме, такую вот весточку от соседа:В сокращенном, очень вольном переводе: юный инженер-электрик нашел более выгодную работу в Перу, проводы на свежем воздухе затянутся допоздна, если кому помешает спать, звоните ему, а не в полицию.
Огненно-рыжий Джошуа наверняка не наживет себе проблем с этой гулянкой. Ибо, действует строго в рамках такой немецкой святыни как "Хаусорднунг".
"Грилль-парти" у немцев, это тоже своего рода священодействие. С капитальной подготовкой и мощным "вооружением".
Иная такая частная вечеринка собирает до полусотни взрослых едоков и весьма голосистую ребятню.
Но неудобств остальным доставляется совсем немного. И в силу достаточно высокой внутренней культуры живущих в многоквартирных домах, и по причине довольно жесткой регламентации подобного рода акций.
Ведь при подписании договора найма квартиры приходится соглашаться на целый ряд ограничений. Те же групповые посиделки на воздухе под окнами дорогих соседей возможны, как уже упоминалось выше, с обязательным письменным уведомлением загодя. Чтобы недовольные, если таковые найдутся, успели опротестовать это решение. Выдвинув уважительную причину, вроде болезни, к примеру.
Если же препятствий - никаких, все равно расслабляться нельзя. Музыку сразу после 23 часов придется приглушить до щадящей соседские уши степени. Так требует «хаусорднунг». Что есть не просто свод законов, но целая наука мирного сосуществования разных людей в одном доме и на одной улице.
Вспоминается, как мы с женой вселялись в свою первую германскую квартиру. Там, как и почти в каждом немецком жилье, снимаемом в аренду, вместо люстр торчали одни провода. Ведь каждый здесь обустраивается по своему вкусу и карману. Вот и пришлось начинать новоселье с монтажа светильников. Дрель не успела и пару раз вжикнуть, как в дверь позвонили. С улыбочкой, сквозь которую пробивалось неудовольствие, дама в легких летних брючках и полосатой маечке оповестила: мы нарушили сразу несколько правил.
- Во-первых, сегодня большой праздник. Вознесение Богородицы. Но даже если бы этого не было, вы забыли о послеобеденной паузе. Из-за вас я не могу спокойно пообщаться с гостями за чашечкой кофе.
Таким вот не самым приятным образом сама жизнь заставила иностранцев учить правила добрососедства по-германски. Уже вскоре выяснилось: та самая тишина, о которой и мы на новом месте более всего мечтали, достигается здесь исполнением целого свода законов и правил. Обязательных для всех и для каждого. Не взирая на чины и ранги. «Хаусорднунг», или, по нашему, распорядок проживания, категорически исключает не только работу дрели в многоквартирных домах с 12 до 15 часов и вечером после 20-ти. Касается это, к примеру, и газонокосилок в особняках.
После 10 вечера надо убавить звук телевизора или радиоприемника до уровня, гарантирующего слышимость только в вашей квартире. Да и стирку в машине, которая нещадно воет, отжимая белье, лучше отложить на более удобное, будничное, дневное время.
Нельзя колотить молотком в стену в выходные. Если же другого времени на это нет, согласуйте и этот вопрос с соседями.
После истории со сверлильным агрегатом мы поневоле обратили внимание: вода в кранах шумит слишком уж громко. А вдруг и это кого-то нервирует. Вынуждая раньше либо позже пожаловаться на «шумных русских», поселившихся за стенкой? Однако, на поверку, все оказалось не таким трагичным. В свободной Германии, оказывается, душ можно принимать в любое время суток. Но после 22 часов время вашего стояния под освежающей струей не должно превышать 30 минут!
В посреднических конторах при найме жилья предлагаются контракты, предусматривающие все до самых ничтожных мелочей. Вплоть до того, можно ли содержать в снимаемой квартире домашних животных, каким именно образом вывешивать на просушку белье и сажать цветы.
- Боже! Как вы там живете?! – спрашивают порой заглядывающие к нам в гости россияне.
Уютно живем. Когда германские требования бытия начинаешь принимать как разумные, ради общей пользы придуманные, чувствуешь себя здесь очень даже комфортно, удобно, надежно. И уже не обижаешься на то, что здесь абы кого на постой не пустят. Прежде чем сдать квартиру не только иностранцам, но и коренным гражданам, хозяин или сотрудник бюро по обслуживанию дома (аналог нашего домоуправления), непременно поговорит с вами: кто вы, что вы, чем занимаетесь, каковы ваши хобби и жизненные привычки? И вряд ли дадут «добро» музыканту на переезд в тот дом, где преобладают пенсионеры, нуждающиеся в покое. Хотя, немецкими законами и предусмотрена игра на музыкальных инструментах даже в многоквартирных домах. Но только «…с целью профессиональных репетиций или обучения». И только в разрешенное время.
А как же быть с новорожденными? Ему не объяснишь, что когда болит животик или режутся зубки, надо сдерживаться и не плакать в часы полной тишины и покоя. Да и не всякой собаке растолкуешь, что шорох за окошком – еще не повод лаять до посинения (до посинения соседей). И здесь все не так уж и сложно. С детским плачем даже самым привередливым германским соседям приходится мириться. А вот с собаками и прочими животными (попугаями, канарейками и другой «громкоговорящей» живностью), необходимо все-таки разбираться самому хозяину. Позаботиться о звукоизоляции по полной программе и не выносить клетки с птицами на балкон или террасу в пору всеобщего отдыха.
Недавно же в нашем доме поселился новый сосед. Похоже, не самый замечательный. Он долго и шумно переезжал. Затем целые сутки вместе с друзьями отмечал это событие. Но тут в ночном дворе возникла полицейская «канарейка». Патруль пригласил «хаусмайстер», смотритель многоквартирного дома. Он, как и стражи порядка, хорошо знает Гражданский кодекс ФРГ. Согласно его параграфам 569 и 823 «…при длящемся шуме съемщик вправе потребовать снижения арендной платы до 40%. Он также может досрочно расторгнуть договор с возмещением как материального, так и морального ущерба...»
В свою очередь, арендодатель всегда готов сослаться на параграф 543 все того же Кодекса и слупить очень даже ощутимую сумму (иногда это несколько десятков тысяч евро) непосредственно с хронических нарушителей покоя клиентов.
Понятно, что после подобного разъяснения шумные новоселы свое затянувшееся гуляние мгновенно прекратили. А в зеленый дворик вернулась прежняя тишина. Изредка лишь нарушаемая моими призывом к добрым соседям. Причем, на двух языках: "Фриц, Федор, долго вас ждать еще? Пиво греется, блин!")))
Сергей Золовкин
Соб. корр. "Новой" в Германии
Эмма Чазова-Золовкина (фото)
|
</> |