Нелюбители

-- А за что им тебя любить? -- посмеивается Пол. -- Они сидят скромненько в уголке -- все такие талантливые и непонятые, а ты вскочила на табуретку и давай флагом размахивать. Неприятно.
Недели не проходит, чтобы какая-нибудь трагическая дама не кинулась разбирать меня по косточкам. Бездуховность, умственная отсталость, колбасная эмиграция, нерусскость и, самое главное, подмена творчества торгашеским заигрыванием с публикой. И еще наглость. Истинному таланту не полагается заниматься книжным бизнесом. Он должен страдать "недержанием нетленки", публиковать ее на Прозе.ру и каждые полчаса смотреть, не написал ли кто-нибудь комментарий на стишок с рифмой "отрезвление" -- "солнечное сплетение".
Еще меня не любят квасные патриоты -- за все ту же колбасную эмиграцию и еще за то, что я оставила Родину в трудную минуту. Чего люди переживают -- непонятно. Я же паршивая овца -- радовали бы, что уехала! Нет -- они искренне горюют из-за того, что я живу не в соседнем подъезде, а чуть дальше.
Третья категория нелюбителей меня -- религиозные фанатики. Их, кстати, многое роднит с квасными патриотами..И в том, и в другом случае идеология человека строится на наличии врагов, с которыми надо бороться. Ведь твои проблемы -- не в тебе, а в том, что кто-то вечно строит тебе козни: дьявол, Америка, евреи, масоны, марсиане и злые колдуны. Если жить без врагов -- так это придется самосовершенствоваться, книжки читать, головой думать, а это тру-у-удно. Куда проще запастись Библией или Кораном -- там все ответы уже есть. Главное -- читать только те места, которые приятны глазу. А на геноцид, убийство, предательство и бытовую жестокость в священных текстах можно закрывать глаза.
Но это я отвлекаюсь. Религиозные фанатики не любят меня потому, что я, во-первых, чуждый элемент -- я верю в Бога только тогда, когда мне это требуется. Ужас! Во-вторых, я не разделяю их восторга по поводу "раньшего времени", когда трава была зеленее, а Соборность, Народность и Духовность цвели пышным цветом. Понимаете, девочки, эскапизм придуман не вами: красивые мифы о "золотом веке" были в ходу еще у древних греков. И это верный признак того, что сегодня вам живется несладко и вы не видите для себя перспектив в будущем.
Вчера какая-то дама (религиозная патриотичная писательница, разумеется) спорила со мной по поводу того, что деревенский народ до революции был счастлив. Ну да, ну да... зачем нам прогресс? В грязи и невежестве жить куда веселее. Только эта дама попробовала бы примерить на себя судьбу простой русской бабы:
Земляной пол, соломенная крыша. Каждый год по ребенку, большая часть из них умирает во младенчестве. Кусок сахара -- только к празднику. Мыться -- раз в неделю в самом лучшем случае, если двор богатый. В чем спишь -- в том и ходишь. Зубы лечатся вырыванием зубов. Все остальные болезни -- поездкой за тридевять земель в земскую больничку, в которой есть дикие очереди и нет лекарств. Да, муж бы колотил эту даму: беременная, не беременная, но так положено. Жила бы она при свекрови, которая гоняла бы ее как Ленин буржуазию. Потому что так тоже положено. Все ее творчество заключалось бы в художественной побелке печи раз в пять лет, потому что мел купить -- дорогое удовольствие. И работала бы эта дама не 8 часов, и не сидя в кресле, а от зари до зари, исполняя самую черную тяжелую работу. И никуда бы ей не сбежать от этой высококультурной духовной жизни -- хотя бы в силу того, что у нее дети и что она не привыкла ценить себя как живое существо со своими человеческими потребностями. Это мы еще не рассматриваем варианты, когда мужа угоняют в солдаты, когда в деревне недород, когда община ополчится на нее за какую-нибудь провинность.
Наша дама загнулась бы при таких условиях через пару месяцев, потому что выдюжить в таком мире можно только при одном условии -- если жить растительной, максимально приближенной к земле жизнью, ни о чем не мечтать, ничего не хотеть и выносить все с покорностью коровы.
Пол пришел, заглянул мне через плечо, почитал, что я пишу.
-- Опять пытаешься переделать человечество?
Да знаю я, знаю... Никого не переделаешь. Пусть дама грезит о чем ей там хочется. Ей так проще жить. Добрее надо быть, Эльвира. Терпеливее. Пусть мир будет многообразным.