Смещение понятий добра и зла

С фотографий смотрят бодрые 80-летние старички в очках и при галстуках. И ничуть не конфузясь, как о славных боевых подвигах, вещают об убийствах кулаков и офицеров, о грабежах крестьянства, об усмирении восстаний. Знаете. как усмиряли? Артиллерией и пулеметами.
Потрясло: "Мы открыли огонь по деревне. С пригорка нам хорошо было видно, как они заметались. Были и убитые. Может, они притворялись, но я видел, как они падали".
Когда-то я работала помощником адвоката. Разбирала уголовные дела: там было все то же самое -- в показаниях полное равнодушие к человеческой жизни, в глазах -- пустота. "Люди", которых нам предстояло защищать, ничуть не раскаивались и относились к произошедшему как к обычному явлению: ну что -- пришил соседа, а что такого? Дело житейское.
Я очень быстро сбежала из адвокатуры: извините -- не могу.
Сейчас точно такое же ощущение: я читаю массовое уголовное дело. Вопрос: почему вот ЭТО воспринималось за героизм? Почему родители ставили детям в пример людей, которые откровенно признавались в уголовщине? Там нет никаких идеологических шторок: все черным по белому. Пришли в Богородск и обложили местное население данью: 1 миллион рублей. Тактика пиратов: навалиться, похватать заложников и требовать заведомо невозможный выкуп. Насмерть перепуганные родные несли победителям все, что было, а заложников все равно расстреливали. В назидание.
И еще поражает список населенных пунктов, где были бунты против советской власти: Городец, Балахна, Сергач, Выкса, Кстово, Арзамас... Названия знакомые с детства -- это все станции пригородных электричек и небольших речных портов вокруг Нижнего Новгорода. Я все их объездла -- во время походов или командировок. Расстрельный список.никак не сочетается с милейшим захолустьем. Голова отказывается принимать.