
Неизвестные боги Шумера (2)

Второй интересный фрагмент встречается уже на страницах 156-158. Автор пытается разобраться с сущностью Нижнего мира. Для этого он погружается в этимологию, где мы встречаем много любознательного, но с большинством выводов и версий, к сожалению, согласиться нельзя.
«О важности и величии Нижнего мира говорит хотя бы тот факт, что для его обозначения существует более двадцати шумеро-аккадских слов, это довольно редкий случай, когда место или предмет имеет так много определений. Вот некоторые из слов: ki, erṣetu, arali, kukku, kur, irkalla, kunugi, urugal, kigal и другие. Рассмотренное ранее слово kur имеет еще одно значение и часто применяется для указания на Нижний мир. Это интересная особенность, несмотря на то, что Нижний мир располагается под землей, он очень тесно связан с горой и горным регионом, именно поэтому используется слово kur. Кроме того, Нижний мир называется Местом Невозвращения (ku-nu-gi - place of no return), Великим Городом (uru-gal), Великой Землей (ki-gal), Тьмой (kukku). Место входа в Нижний мир, его врата, называются ganzer. Это слово также применяется и для обозначения всего подземелья. У врат находится Нети, служитель Нижнего мира, впускающий "умерших", которых впереди ждут еще 6 постов. Всего имеем 7 врат, разделяющих Нижний мир на области или уровни.
Правит Нижним миром семейная пара богов, Эрешкигаль (ereš-ki-gal) - Королева Великой Земли и Нергал (en-uru-gal, ne-eri-gal) - Господин Великого Града. Но было так не всегда, Нергал приобрел статус хтонического божества после конфликта с загробной царицей, из-за которого он был вынужден стать ее супругом, а самой Эрешкигаль владычество над Нижним миром было дано в качестве подарка в незапамятные времена [Гильгамеш, Энкиду и Нижний мир]...
От бога Ана у Эрешкигаль была дочь Нунгаль, так же называемая управляющей Нижним миром и сын от Энлиля Намтар - посыльный, бог руководящий демонами, олицетворяющими болезни. Его имя также означает "судьба". Еще одним сыном царицы был Ниназу, по всей видимости, он мог быть сослан в Нижний мир за неповиновение перед Энлилем, такой вывод напрашивается из обрывочного текста под названием "Как зерно пришло в Шумер"...»
Мы с вами с вымарыванием имени Гугальанны (он же Ниназу) сталкивались неоднократно, даже статус первого мужа Эрешкигаль в более поздних мифах был изменен на «сына». Я не раз отмечал, что именно это имя является самым скрываемым и постыдно обходимым. Совершенно точно что и Энлиль и Ану, не говоря уже об их потомках, трепетно следили чтобы это имя уже в III тысячелетии до н.э. обходилось стороной либо указывалось в ложном статусе. Нет этого имени — нет мотива к принудительному погружению в стазис Инанны — вся история превращается в арт-хаус и концов не найти.
«Энки воспринимается исключительно как бог мудрости, земли и подземных вод. Об этом говорит его шумерское имя d En-ki = господин земли, а также аккадское имя d E2-a = дом-вода. С водой его связывает владычество над abzu (акк. apsû), что принято переводить как бездна, первобытные и всеобъемлющие подземные воды (ab-вода, zu-глубокий), питающие пресные источники воды, дарующие жизнь посевам и всему живому. Его храм также именовался E2-abzu и располагался в городе Эриду, центре почитания Энки на юге Месопотамии. Многие шумерские слова имеют самые разные значения и ab-zu не исключение. Слово a означает - вода, семя, отпрыск. Слова a-a, ab-ba - отец. Слова a-ab-ba, ab - море, но ab также означает отец. Все эти слова связаны по смыслу, вода это источник жизни, семя это источник жизни, отец это источник семени. Поэтому, слова a и ab, в своем базовом значении, могут означать источник чего либо. Хотя подобное значение для слов a и ab официально не встречается, я настаиваю на правомерности такого перевода. В документах из Эблы шумерское a-ab ассоциировано с tihamtum (= море), и должно читаться как a of ab, т.е. источник воды, a-a (= отец) - это источник семени и потомства. В той же Эбле отмечено применение AB.A для A.AB. Значит, слово ab-zu абсолютно правомерно можно перевести как источник zu. В переводах хурритских мифов бог Эа называется господином источника мудрости - очевидно, что в тексте имелось ввиду, что Эа является господином Абзу...
... В качестве примера можно привести слово "правый". Как и в современных языках, у шумеров оно означало и "правую руку" и в то же время "правое дело", т.е. правильное, верное. »
Здесь я хочу обратить ваше внимание, на невероятную краткость, глубину и символизм шумерского языка. Как много они видели и понимали всего за несколькими буквами имени своего бога.
«Еще Ситчин заметил, что одна из форм написания ab-zu = zu-ab похожа на семитское za-ab, означающее ценный металл, на иврите בהז =) zahav, золото). На шумерском za имеет схожее значение - нечто ценное или каменное, например, za-gin - лазурит, za-dim - каменный резак, za-gul - 159 сердолик, za-ah - часть украшения, za - жемчуг, а za-bar или эламитское zubar означает медь или бронзу - ценный камень (za) подвергнутый обработке огнем (bar - жечь). Отсюда, za(zu)-bar означает готовый металл, полученный путем плавления исходного zu - руды, а значит, ab-zu может быть источником медной руды. Слово zu также означает грязь и глину, которыми изобилует Нижний мир. Ранее уже было сказано, что название Синайского полуострова восходит к имени лунного бога Сина, так вот, семитское Sin\Suen происходит от шумерского zu-en (en-zu) - господин zu, что обычно переводят как господин мудрости, но в нынешнем контексте бог Син выступает господином места, где добывают руду (zu). Это все не просто совпадения, ведь abzu является одним из слов для обозначения Нижнего мира или более глубоких его частей, достигающих подземных вод. Одним из эпитетов Нергала является d Lugal-gal-zu-ab, т.е. Великий Царь Абзу. Полное имя хтонического бога Думузи - dumu-zi(d)- abzu - верный сын Абзу.(!!) Шумеры считали, что солнце после заката путешествует через подземные воды Абзу - в Нижнем мире. В “Храмовых гимнах” есть строки: Святилище Абзу, твое (Энки) место, твой Нижний мир (ki-gal), там ты взываешь к Уту...»
Здесь автор путает островные и подводные базы Энки с Базой Стазиса. Эти базы — предмет моего непреходящего интереса и рад буду любой информации, что удастся найти об Энки в аватаре Посейдона. Также обратите внимание, появляется этимология семитского и египетского имени Энки — Заб, Себ, Theb, Thev: «ab-zu = zu-ab похожа на семитское za-ab". То есть это опять-таки указание на бездну морских вод и источник пресных.

И вот к чему он приходит:
«Учитывая все вышеописанное, следует пересмотреть имя одного из хтонических богов - Ниназу, которое обычно переводится как господин исцеления (a-zu - доктор), учитывая, что a и ab взаимозаменяемы, а Ниназу является богом Нижнего мира, не имеющим по своей сути никакого отношения к целительству, его имя должно восприниматься как Nin-ab-zu - господин Нижнего мира. Аккадское имя Энки тоже приобретает иной смысл, E-a может восприниматься как E-abzu - дом Нижний мир, тоже самое и с шумерским En-ki, где ki должно читаться не как "земля", абсолютно выбивающаяся из всего, что известно об этом боге, а как Нижний мир...»
Увы, уважаемый Джон Смит, Ниназу был не просто целителем, но одним из ведущих генетиков колонии, уж точно главным специалистом по стазису. Не понимая, что подводные и островные базы Энки, его колонии в Западном полушарии для шумеров также были «абзу», он сваливает туда же и Базу Стазиса, впадая в ситчинство , — начиная грубо подгонять под свою версию исходные данные, теряя в итоге и суть вопроса.
|
</> |
