Недобросовестный Толстой и искренний Ницше
k-frumkin — 22.08.2025
Чрезвычайно странна книга Льва Шестова «Добро в учении графа
Толстого и Нише».
По сути эту книгу можно зачислить в число контратак на моральную
проповедь Льва Толстого, которых в конце 19- первой трети 20 века
было создано немало, и к числу которых относятся такие известные
философско-публицистические памятники как «Три разговора» Владимира
Соловьева и «О сопротивлении злу силой» Ивана Ильина. Но молодой
Шестов во-первых, не решается признаваться, что нападает на
Толстого, и потому снабжает свою атаку дисклеймером: «Я не хочу
уличать гр. Толстого или обвинять его. Автор "Войны и Мира", автор
"Мыслей, вызванных переписью" — выше всяких обличений и обвинений.
Но тем важнее нам понять смысл и значение его проповеди».
Кроме того, Шестов не хочет и, пожалуй, даже считает невозможным
спорить с Толстым по существу, видимо полагая, что позиция,
базирующаяся на моральных банальностях, неуязвима – о чем Шестов
пишет с желчной иронией: «Я глубоко убежден, что огромное
большинство читателей, особенно русских — как бы далеки они ни были
от идеалов гр. Толстого и как бы мало они ни были расположены
отказываться от своих преимуществ привилегированного класса, с
истинным наслаждением прочли его новое произведение и даже нашли,
что "в сущности" он совершенно прав».
В итоге философ выбирает саму подлую стратегию: критиковать
мотивацию Толстого.
Концепция Шестова строится на трех пунктах:
1. Толстой затеял свою проповедь, исключительно чтобы заглушить
укоры своей совести.
2. Средством заглушения совести является сам факт произнесения
проповеди, но отнюдь не возможность добиться с ее помощи каких-то
реальных изменений; очевидно что проповедь Толстого абсолютна
непрактична.
3. Необходимым свойством проповеди такого типа является обвинение
других, и принуждение их почувствовать себя виноватыми -
благодаря чему возносится сам проповедник.
Толстому Шестов противопоставляется Ницше – не по содержанию его
философии, но именно по искренности и добросовестности его
мотивации; Ницше не заглушает свою совесть, но пытается выразить
свою экзистенциальную ситуацию, которая заключается в том, что он
жил добродетельной жизнью, но тяжело заболел и добродетель в
болезни не помогает. Ну а то, что Ницше подчеркивает не просто
беспомощность, но и вредность добродетелей, по мнению Шестова
объясняется тем, что он немного «перегибает палку» из агитационных
соображений. При всем том, Шестов признает, что проповедь Толстого
доступна всем, а учение Ницше может быть нужно и полезно лишь
небольшому меньшинству читателей.
Тут я бы прокомментировал, что Шестов в данном случае, вопреки
своим намерениям, унижает Ницше еще сильней, чем Толстого -
поскольку вряд ли имеют большое значение, убедительность и
оригинальность проклятия всему миру и цивилизации, которые
вырвались у человека под влиянием бессилия перед лицом болезни и
других неприятностей.
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Зарядиться новогодним настроением, например, на Болотной площади
Говорить о «красном и белом терроре» неуместно, или Цитата дня
ФОТО ДНЯ
Что с фотохостингами???
Автомобильное
Все говорят, что бриллианты красивые. По мне — так просто холодные и с
Подборка смешных комментариев и картинок из социальных сетей за ноябрь 2025
Миниатюрно-новостное.

