«Нечто» - это что-то нечто
fan_project — 10.02.202425 июня 1982 года в США стартовала премьера двух остросюжетных фильмов «Бегущий по лезвию» и «Нечто», обе картины признанные сегодня «культовыми» с треском провалились в прокате.
Первый триллер при бюджете 26 млн.$ собрал 32,9 млн., а второй при затратах в 15 млн заработал скромные 20 млн.$.
Американцы первыми в мире научились писать агрессивную фантастику и ставить по ней фильмы напичканные качественными спецэффектами.
В 1938 году в Штатах вышла книга «Кто идет?» написанная 28-летним Джоном Кэмпбеллом младшим. Этой повестью автор завершил свой короткий творческий путь, став навечно отцом-основателем «Золотого века американской научной фантастики».
По сюжету повести группа ученых из-за непогоды оказалась изолирована на арктической базе. Находясь в вынужденном заточении, исследователи обнаружили инопланетный корабль потерпевший крушение во льдах миллионы лет тому назад.
Зарядом термита невольные узники попытались прожечь обшивку космического гостя, но тот осыпался у них на глазах, поскольку был сделан из сверхпрочного сплава с большим добавлением магния. На свою беду американцы нашли замороженного пилота не зная, что тот может принимать облик любого существа.
Пришелец запустив процесс перевоплощений начинает уничтожать членов экспедиции. Для того чтобы выжить, ученым необходимо выяснить кем в конкретный момент стал звездный монстр. Когда они узнают что «Нечто» боится огня, офицер Макреди берет кровь у оставшихся в живых мужчин и, опуская в нее раскаленную проволоку, смотрит, как в одном случае подвижная соединительная ткань человека образует в пробирке пустоту.
Пока проводился эксперимент ученый Блэр захваченный «Нечто» скрылся от своих бывших товарищей. Выжившие уничтожают базу, находят «Нечто» и убивают монстра используя в качестве оружия обычную паяльную лампу.
В 1951 году режиссер Кристиан Ниби снял по повести «Кто идет?» фильм ужасов «Нечто из иного мира». В фильме пришелец выступал в виде гигантского овоща, которому для сверхскоростного размножения была нужна кровь любого земного существа. Фильм не «выстрелил» зато его финальная фраза «Следите за небом» ушла в американский народ.
Через 60 лет после премьеры картины специалисты «НАСА» включили «Нечто из иного мира» в список самых достоверных научно-фантастических фильмов. Стивен Кинг внес картину в собственный перечень 100 значимых фильмов ужасов снятых с 1950 по 1980 год.
В 1976 году телевизионный продюсер Стюарт Коэн перекупил права на «Кто идет?» у некоего Уибара Старка.
С августа 1979 по июнь 1980 года над сценарием к новой картине работал Билл Ланкастер, старший сын Бена Ланкастера самого успешного актера в американском кинематографе.
Кинокомпании «Universal Pictures» и «Turman-Foster Company» предложили должность режиссера 34-летнему Джону Карпентеру. Выбор этого молодого, амбициозного художника был связан с тем, что Джон фанател от «Нечто из иного мира» и что именно он в 1978 году переформатировал жанр американских «ужастиков» сняв «Хэллоуин». Не случайно в 2006 году «Библиотека Конгресса» внесла эту работу в «Национальный реестр фильмов» признав «Хэллоуин» уникальным шедевром людских страхов и отдельной вехой в истории фильмов ужасов.
Карпентер набрал на картину малоизвестных актеров, что заставило зрителей поверить в реальность происходившего на экране. В поисках исполнителя главного героя, пилота вертолета Ар Джея Макриди режиссер перебрал всю колоду голливудских звезд от Клинта Иствуда до Кевина Клайна. Все было не то, пока однажды ночью он не увидел во сне в одной четко продуманной им сцене игру своего друга Курта Рассела.
Заручившись согласием Рассела успевшего с ним поработать на картинах «Элвис» и «Побег из Нью-Йорка» Карпентер успокоился, он знал, что помимо блистательной игры на площадке, Курт своей харизмой, терпением и готовностью прийти на помощь молодым актерам вдохнет в них уверенность в собственных силах.
Съемки фильма стартовали в 1981 году. Группа работала на Аляске и в Британской Колумбии. Сложно поверить, что львиную долю материала отсняли в лос-анджелесских студийных павильонах. На улице было +40, а на площадке минусовая температура.
Актеры «Нечто» веселили не только коллег занятых в других проектах, но и местных горожан, поскольку ходили обедать в кафешки в «Алясках» и свитерах двойной вязки. Во время съемок вся съемочная группа находилась в состоянии перманентной простуды.
В сцене где Макриди-Рассел должен подорвать динамитной шашкой Палмера, пиротехники не рассчитали мощность заряда и взрывная волна вынесла Курта из павильона.
Даже спустя 40 лет спецэффекты картины могут поспорить с с современной самой продвинутой графикой. Мастер по специальному гриму и постановщик эффектов Роб Боттин работал на износ.
Актеру Уилфорду Бримли сыгравшему доктора Блэра для сцены вскрытия трупа Роб привез с бойни внутренние органы животных.
У Уилфорда бывшего ковбоя, кузнеца и бодигарда миллиардера Говарда Хьюза в кадре не дрогнул ни один мускул. Остальная актерская братия участвовавшая в «скользком» эпизоде с трудом сдерживала рвотные позывы.
Однажды вечером Роб Боттин с кахексией, или проще говоря крайней степенью истощения организма, был госпитализирован в частную клинику. Финальную часть картины доделывал Стэнли Уинстон, впоследствии он прославится своими работами в четырех частях «Терминатора» и «Парке юрского периода».
Музыку для фильма Карпентер заказал у Эннио Морриконе. Когда маэстро привез в Лос-Анджелес готовые композиции, режиссер послушав записи и похвалив саундтреки, попросил композитора: «Эннио Вы можете для нас малограмотных американцев упростить главную музыкальную тему?».
Большую часть из написанного итальянцем материала режиссер не вставил в «Нечто», в соавторстве с Аланаом Ховартом режиссер записал собственное музыкальное сопровождение, которое идеально выстроилось в его картину.
Музыку Морриконе номинировали на «Золотую малину». Спустя 31 год Квентин Тарантино, работая над «Омерзительной восьмеркой» уговорил Эннио разрешить ему использовать композиции написанные для «Нечто». Результатом эксперимента стал «Оскар» полученный итальянцем в номинации «Лучшая музыка к фильму».
«Нечто» провалился в прокате, собрав при бюджете в 15 млн жалкие 20 млн$.
Кинокритики спустили на Джона Карпентера всех «голливудских собак», самый ретивый из них написал, что уровень режиссера, это оператор «TV» в одной из третьесортных программ криминальной хроники. Ряд американских критиканов назвал «Нечто» самой идиотской картиной за всю историю «Голливуда».
После такого ушата помоев студийные боссы уволили Карпентера и его команду включая актеров. На долгие годы режиссер получил ярлык мастера второсортного кино. Сценарист Билл Ланкастер больше не написал ни одного сценария.
«Нечто» взорвало мозг американским зрителям после того как в конце 80-х годов фильм выпустили на видеокассетах набиравших популярность в США. После массовых показов на национальных и кабельных телеканалах фильм навечно попал в список американских кинобестселлеров
«ЧАСЫ ИСТОРИИ»