Небольшое дополнение к "Как государства богатеют-5"

Цитата от Юваля Ноя Харари («Sapiens Краткая история человечества» https://homeread.net/read/sapiens-yuval-noy-harari?page=87#tx ) к статье «Как государства богатеют-5». Напомню, в ней отражено мнение израильско-американского экономиста и историка Джоэля Мокира, что одной из причин резкого роста научных знаний, а на их основе и экономического рывка Европы (Великая дивергенция или Великое обогащение), явились неофилия и скептицизм европейцев.
Чего не было в других цивилизациях: в Китае, Индии, у арабов и даже евреев. Последние внесли огромный вклад в Промышленную революцию созданием эффективной банковской системы, но в технологические инновации включились позже европейцев.
Юваль Ной Харари в подтверждение этой точки зрения пишет: «...Современная наука строится на латинской заповеди ignoramus — «мы не знаем», то есть исходит из предпосылки, что нам известно далеко не все. Что еще важнее: допускается, что известное нам, принятое за истину, окажется ложным, когда накопится больше знаний. Не существует теорий или идей вне критики...
...Научная революция не была революцией знания, она была в первую очередь революцией невежества. Великое открытие, которое привело к научной революции, — мысль, что людям неизвестны ответы на самые важные вопросы. Такие традиции досовременного знания, как ислам, христианство, буддизм, конфуцианство, исходили из убеждения, что всеми нужными сведениями об устройстве мира человек уже располагает. Великие боги, один всемогущий Господь или мудрецы прошлого обладали полноценной мудростью, открытой нам в писаниях и устных преданиях. Простые смертные обретали знания, погружаясь в эти древние тексты и традиции и стараясь их правильно понять. Не допускалось и тени подозрения, что в Коране, Библии или Ведах упущена какая-нибудь тайна вселенной и эту тайну предстоит открыть своими силами созданиям из плоти и крови. Античные традиции знания признавали только два сорта неведения: во-первых, отдельный человек может чего-то важного не знать. Чтобы приобрести знание, ему нужно попросту обратиться к более мудрому человеку. Нет надобности открывать то, чего никто до сих пор не знал...
...В любую эпоху, самую религиозную и консервативную, находились люди, утверждавшие, что есть важные вопросы, оказавшиеся вне поля зрения всей традиции. Но этим людям ходу не давали, их преследовали — или же им удавалось основать новую традицию, и тогда уже они претендовали на монопольное знание...
...Современная наука представляет собой уникальную традицию знания, ибо признает коллективное невежество в самых важных вопросах...»