не вечер

Республика умирала не менее позорно, чем СССР в последние свои годы - всеми оплеванная, никому не нужная. Народ радостно приветствовал своего харизматического императора - и тоже плюгавенького такого щеголя.
Кстати, в 1804 году, во время торжественной коронации (шикарной, как и всё у нас во Франции (тм)) император спросил у какого-то своего сподвижника:
- Ну, как тебе?
А тот ответил:
- Ваше величество, я сейчас думаю о тех двухстах тысячах мужчин и женщин, которые отдали свои жизни, чтобы такие церемонии никогда бы больше не проводились во Франции.
Я вот тоже думаю про тех миллионов мужчин и женщин, которые отдали свои жизни, чтобы в России больше не было абрамовичей и дерипасок. Неужели зазря?
Но вот, если смотреть с некоторой перспективой, Республика-то все-таки победила. Чего только не было - новые революции, восстания, закос под империю 2.0, войны, Парижская коммуна, наконец.
И все-таки те идеи, за которые умирали французские буржуазные революционеры, они победили: монархия ушла в прошлое, туда же и дворяне, туда же и сословное общество вообще со всеми своими средневековыми традиционными ценностями, а пришли парламент, выборы, права и свободы (пусть и буржуазные).
Так что они-таки победили по итогу: Марат, Сен-Жюст, Робеспьер, Дантон, все эти двести тысяч французов, бравших Бастилию и сражавшихся под Вальми и Тулоном. Хотя тоже грязи за сто лет на них вылили уйму (террористы, гильотины, залили все кровью, листая старую тетрадь замученного маркиза...).
Вот, кстати, Марата, насколько я помню, термидорианцы выкинули из его Мавзолея.
В общем, не нужно одним слишком рано радоваться, а другим слишком сильно унывать.
История идет своей дорогой и придет именно туда, куда и должна придти.
|
</> |