Не ваша земля
alba_ruthenia01 — 22.10.2020 Крым – Крымом, там вопрос принадлежности спорный. Хотя я на вопрос «Чей Крым?» всегда отвечаю «Белорусский!», потому что после завоевания Крыма при Екатерине Потемкин заселял Крым своими крепостными крестьянами, привезёнными из его имения в белорусском Кричеве, подаренном ему Екатериной.А вот есть у России одна область, которая никогда не принадлежала России, ни на каком основании. Я имею в виду Восточную Пруссию, именуемую ныне Калининградской областью, которая была аннексирована СССР после Второй мировой войны.
Коренное население, жившее там из поколения в поколение, было изгнано оттуда полностью. Это была страшная трагедия для мирного населения. Мне довелось услышать её отзвуки.
В 1985 году я работала переводчиком на МАЗе, где возводила новый цех большая группа немецких специалистов из ГДР. В свой первый отпуск я поехала на Куршскую косу и была на экскурсиях по окрестностям, в Зеленоградске и Светлогорске. Потом вернулась и на работе стала показывать фотографии красивых тамошних зданий. Зашел Вернер Дикерт, руководитель немцев, спросил, откуда фотографии. Послушал и молча вышел. Меня удивила странная реакция всегда вежливого Дикерта.
А на Рождество мы, четверо переводчиков, были в гостях у него с женой в гостинице «Минск», и Дикерт показал свои фотографии. Он жил в Кранце (Зеленоградске) до войны с матерью, отец его погиб. Маленький Вернер ходил в школу. Помнит, как их, школьников, посылали сажать горные сосны в дюнах. А после войны им приказали уехать оттуда. Просто потому, что они были немцами. Осталось только несколько фотографий родных мест и кладбища, где похоронены бабушки и дедушки.
Такая боль чувствовалась в его рассказе, не передать словами. Говорил, что его мать так и не примирилась с изгнанием из родных мест, все надеялась вернуться домой. До самой смерти так и говорила: «там, дома…».
И ещё один похожий разговор был у меня уже в Западной Германии. В 1989 году мы приехали во Франкфурт на выставку. На одном из вечерних мероприятий моим соседом за столом оказался интересный симпатичный, хотя уже и немолодой немец. Слово за слово, выяснилось, что он в юности был киноактёром, а сейчас один из высших менеджеров компании, выпускающей литейное оборудование. Когда мероприятие закончилось, он пригласил меня и ещё одного члена делегации к себе домой в гости. И там выяснилось, что он тоже родом тоже из Восточной Пруссии, из самого Кенигсберга. Достал свой семейный альбом и показывал фотографии родного дома. Просил меня рассказать, как выглядит город сейчас. Говорил, что их семья помнит свои корни. Мать всегда плакала, когда доставала альбом с фотографиями.
Мне вот интересно, а россияне, ездящие в Калининградскую область в отпуск, задумываются хоть иногда, что это не их земля? Фотографируя красивые дома, вы не задумывались о том, что у этих домов были хозяева, и что стало с ними?
|
</> |