Не только большевики были экстремистами...
new_rabochy — 09.11.2021
...а и деятели брежневских времен:
Википедия сообщает, что фильм вызвал неприятие у многих еще при
своем появлении в 1973 как антисемитский, а не антисионистский.
"Кинооператор-фронтовик Леонид Коган писал в письме на имя
Леонида Брежнева, что «в фильме использованы кадры гитлеровских
антисемитских кинокартин» и он формирует впечатление, что «сионизм
и евреи — одно и то же». Коган назвал фильм «черносотенным» и
выразил удивление, что такое произведение могло появиться в рамках
студии ЦСДФ[1][2]. Коган утверждал, что "в фильме использованы
кадры гитлеровских антисемитских картин", и
действительно при рассказе о доме Ротшильда и других
банкирских семьях (начиная с 6-й минуты) использована
переведенная на русский язык графика из нацистского
пропагандистского фильма "Вечный жид" (без
атрибуции)[5][6].
Председатель Госкино Филипп Ермаш написал, оценивая
фильм[7]:
При остром и доказательном разоблачении реакционной
сущности международного сионизма фильм всё ещё содержит налёт
антисемитизма, что совершенно недопустимо.
Показ в широком прокате из-за скандальности формулировок
был запрещён. Олег Платонов, ссылаясь на создателей фильма
Карпова и Жукова пишет, что фильм был запрещён Юрием Андроповым и
генералом КГБ Филиппом Бобковым. Он пишет, что Карпов вынес из
монтажного помещения сокращённый вариант фильма, который потом
демонстрировался на квартирах «некоторых высокопоставленных лиц
российского руководства»[8].
Доктор искусствоведения Валерий Фомин выяснил, что фильм
был заказан идеологическим отделом ЦК КПСС в «соответствии с
рекомендациями об усилении идеологической борьбы с сионизмом» и
контролировался в процессе создания[1]. Кандидат искусствоведения,
известный киновед и кинокритик Мирон Черненко писал, что «авторы и
консультанты явно преступили некую грань, за которой
государственный антисемитизм вступал в противоречие с так
называемым „пролетарским интернационализмом“». Черненко называет
фильм вершиной «оголтелой „антисионистской“, а на самом деле
антисемитской пропаганды», развернувшейся в СССР после окончания
Шестидневной войны[2].
Кандидат исторических наук Николай Митрохин расценил фильм
как «псевдодокументальный» и связывает его с теорией заговора,
согласно которой сионисты якобы стоят за всеми ключевыми событиями
XX века[9].