Не тихая гавань: Кинопутешествие по французской Ривьере

топ 100 блогов okkomovies11.10.2023
Кадр из фильма «Магия лунного света», реж. Вуди Аллен, 2014
Кадр из фильма «Магия лунного света», реж. Вуди Аллен, 2014

Лазурный Берег давно превратился в бренд, стал синонимом роскошного отдыха не для всех. Ницца и Канны, как и другие городки с не столь громкими именами, стали летним прибежищем сытых буржуа, азартных игроков и, конечно же, режиссеров. И дело не только в том, что здесь обосновался самый распиаренный кинофестиваль авторского кино, а в удивительной кинематографичности и живописности французских курортов. Рассказываем, о чём классики снимали свое кино на средиземноморском побережье.

Поэтический взгляд на Ривьеру

Кажется, великий Жан Виго в своем дебютном фильме «По поводу Ниццы» 1930 года на закате эры немого кино создал подробнейший портрет французской Ривьеры и самый полный комментарий о ней. Для Виго Ницца — пространство вечного карнавала, игроков и просто мотов. Прибой оставляет пляж девственно чистым, как крупье — игровой стол после очередной партии в рулетку. У одних деньги тают с молниеносной быстротой, пока вторые трудятся день и ночь за гроши — Виго рифмует нищих и богачей, обслугу и праздных отдыхающих, площадных марионеток и солдат, кресты на мундире военного чина и на кладбище. Ницца показана как веселый вихрь, который, как прибрежный прибой, в алчном порыве захватывает всё без разбора, питается человеческой энергией и обкрадывает всех без исключения.

Кадр из фильма «По поводу Ниццы», реж. Жан Виго, 1930
Кадр из фильма «По поводу Ниццы», реж. Жан Виго, 1930

История этого шедевра началась, когда двадцатичетырехлетний будущий киноклассик и прародитель поэтического реализма в парижском киноклубе познакомился с выходцем из России Борисом Кауфманом. С ним он делится замыслом своего первого документального фильма-симфонии о страстно нелюбимой им Ницце. Кауфману (брату советских кинематографистов Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана и будущему оператору фильмов Сидни Люмета и Элиа Казана) идея понравилась, и он вместе с женой отправляется в особняк Виго в Ницце. Вместе они занялись разработкой сценария и подробными раскадровками, но главное — отсняли массу материала, пытаясь запечатлеть всё диковинное, странное и типичное, что творится на французском курорте. Подсмотренные ими и схваченные диковины в итоге легли в основу развернутых поэтических метафор, которые и составляют сюжет безусловного шедевра.

Мотив игры, в которой можно проиграть намного больше, чем состояние, повторяется спустя 30 лет в фильме другого французского классика. «Залив ангелов» (1963) Жака Деми, режиссера «Шербурских зонтиков». Везучий коллега уговаривает осторожного и рассудительного Жана (Клод Манн) отправиться с ним в казино. Больше, чем внезапный крупный выигрыш, Жана пленяет красавица-игроманка Джеки (Жанна Моро). Вместе с ней Жану предстоит путешествие по Ривьере. Но фортуна непостоянна, как и сама роковая избранница. И тихому парижскому клерку предстоит горькое открытие — чувства его избранницы напрямую зависят от его удачи за игральным столом.

Кадр из фильма «Залив ангелов», реж. Жак Деми, 1963
Кадр из фильма «Залив ангелов», реж. Жак Деми, 1963

А спустя еще 60 лет о том, что на Лазурном Берегу всё не то, чем кажется, напоминает Николя Бедос («Прекрасная эпоха», «Он и Она») в своем фильме с говорящим названием «Маскарад». Бывший танцор и нынешний альфонс при богатой стареющей кинодиве влюбляется в красотку Марго, которая, как и он, выживает на средства состоятельных поклонников. Вместе они разрабатывают план обольщения состоятельного и примерного семьянина в надежде сорвать большой куш. Так вновь на Ривьере, как и 100 лет назад, правят алчность и карнавал.

Взгляд авантюриста

Самый романтический образ Лазурного Берега создал, как это ни удивительно, Альфред Хичкок — в детективе «Поймать вора» (1955). Джон Роби (Кэри Грант), он же Кот — в прошлом участник Сопротивления и непревзойденный вор, оказывается в ловушке. Кот уже давно не промышляет темными делами, уважительно относится к закону и даже приятельствует с местным комиссаром полиции (этот нетипичный союз законника и благородного преступника на Лазурном Берегу перекочует в «Перевозчика» со Джейсоном Стэйтемом). Но внезапно у самых состоятельных постояльцев по ночам начинают пропадать лучшие бриллианты. Кто-то явно желает подставить Кота, совершая эти ограбления в его фирменном стиле. Чтобы не оказаться за решеткой, Джону придется самому взяться за поимку преступника, а еще втереться в доверие к богатейшей американской нефтепромышленнице, которая отдыхает здесь вместе с красавицей-дочерью и наверняка станет новой жертвой преступника.

Кадр из фильма «Поймать вора», реж. Альфред Хичкок, 1955
Кадр из фильма «Поймать вора», реж. Альфред Хичкок, 1955

Сам маэстро картиной в итоге остался недоволен — счел ее чересчур легковесной и романтичной. В основе этого, безусловно, самого живописного и солнечного детектива Хичкока (чего стоят погони по прибрежному серпантину, снятые с вертолета) — одноименный роман Дэвида Доджа. Тем не менее фильм стал счастливым и для Доджа (Хичкок обессмертил немало, по большому счету, проходных беллетристических романов), и для оператора Роберта Бёркса, который получил за него «Оскар», и для исполнительницы главной женской роли Грейс Келли, которая во время съемок познакомилась со своим будущим мужем — князем Монако Ренье III. Лазурный Берег у Хичкока тоже становится центром притяжения неприлично больших капиталов, оставаясь при этом всё тем же легкомысленным маскарадом, где каждый может притвориться кем-то другим (как и у Виго, у Хичкока маскарад становится центральным событием фильма).

Кадр из фильма «Магия лунного света», реж. Вуди Аллен, 2014
Кадр из фильма «Магия лунного света», реж. Вуди Аллен, 2014

Рифмует любовь и обман на Лазурном Берегу и еще один классик кинематографа Вуди Аллен — в своей «Магии лунного света». По сюжету в конце 1920-х на Ривьере объявляется юная Софи (Эмма Стоун), которая вскружила голову всем богатым вдовам на побережье. Софи утверждает, что она медиум, и передает им с того света хорошие новости от покойных мужей. В Софи уже по уши влюблен наследник богатейшего семейства (Хамиш Линклейтер), а уберечь их состояние и разоблачить мошенницу должен знаменитый иллюзионист Стэнли Кроуфорд (Колин Фёрт). Вот только сам Стэнли тоже очень скоро оказывается под действием чар Софи. В своих европейских фильмах Аллен умеет превратить локацию в полноценного действующего героя и передать всё главное о нём в удвоенном виде. Лазурный Берег у него и правда оказывается самым лазурным из всех, что видел большой экран, а солнца в нём столько, что хочется зажмуриться от его сияния. Ривьера вновь ослепляет и дарит иллюзию любви, но не стоит забывать о том, что на курорте всё совсем недолговечно.

Влюбленный взгляд

На фантастические пейзажи средиземноморского побережья предлагает полюбоваться и Роже Вадим. Хотя, будем честны, в первую очередь в фильме «И Бог создал женщину» он любуется своей супругой Брижит Бардо на фоне Ривьеры. Жюльетт (Брижит Бардо) — семнадцатилетняя красавица с дурной славой. Жители маленького курортного городка в Сен-Тропе считают ее распущенной за то, что Жюльетт лишена ханжества и желает делать только то, что хочет, без оглядки на правила хорошего тона. Опекуны стыдятся своей вольнолюбивой падчерицы и решают отвезти ее обратно в сиротский приют. Жюльетт в ответ выходит замуж за безответно влюбленного в нее юного Мишеля (Жан-Луи Трентиньян) — младшего сына владелицы мастерской по ремонту яхт. В благодарность за избавление красавица решает быть примерной женой, но внезапно в городок возвращается старший брат Мишеля Антуан (Кристиан Маркан) — единственный мужчина, которого Жюльетт по-настоящему любила.

Кадр из фильма «И Бог создал женщину», реж. Роже Вадим, 1956
Кадр из фильма «И Бог создал женщину», реж. Роже Вадим, 1956

Картина принесла Бардо мировую славу, при этом в первую очередь в США. В Штатах вокруг фильма бушевали нешуточные страсти, и блюстители морали не раз саботировали показ неприличной картины. Тем не менее в прессе ее героиню сравнивали с героем Джеймса Дина из «Бунтаря без причины», а в The New York Times писали о том, что восходящая французская звезда подвинула с пьедестала великую Монро: «Брижит покорила Нью-Йорк всего за три недели. Теперь Мэрилин может снова позировать для календарей». Ривьера здесь романтична и строптива, как сама героиня, — свежий бриз легко сменяется штормом. Легкомысленная открыточность курорта тоже мнимая: растянувшаяся до горизонта набережная с ее уходящим вдаль простором — еще и метафора обнаженности и ранимости, места, в котором никак не спрятаться от посторонних глаз и пересудов.

Взгляд революционера

Кадр из фильма «Безумный Пьеро», реж. Жан-Люк Годар, 1965
Кадр из фильма «Безумный Пьеро», реж. Жан-Люк Годар, 1965

Окончательно присвоил Ривьеру и превратил ее в пространство фильма Жан-Люк Годар в своем «Безумном Пьеро» (1965). Однажды, заскучав на вечеринке среди уставших буржуа, Фердинанд Гриффон (Жан-Поль Бельмондо) сбегает вместе с няней Марианной Ренуар (Анна Карина). Он бежит прочь от Парижа и опостылевшего брака, она — от секретной вооруженной организации, которая начинает преследовать экстравагантную парочку. Эти двое на Лазурном Берегу разыгрывают множество сюжетов, похожих на все фильмы сразу: здесь и украденный чемоданчик с деньгами, и погони, и пытки, и взрывы, и танцы на морском берегу, и даже выживание на необитаемом острове. Годар превращает свой фильм в озорной винегрет из отсылок, в котором с героями происходит всё что угодно, стоит им только оторваться от очередной книги. Влюбленные цитируют друг другу избранные места, тогда как режиссер цитирует нам избранные сюжеты — здесь Ривьера становится основой для киноколлажа из всех до этого снятых картин. Пространством, на которое зритель вслед за его обитателями смотрит через калейдоскоп хранящихся в памяти кинообразов, как на подаренную большим экраном мечту.


Текст: Анастасия Сенченко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Возник у меня вопрос о терминах для такого явления: вот жил себе человек, чего-то копал, гнал, набрасывал, тянул на каие-то круги, ну в конце концов может же быть у человека хобби и заморочка. И тут раз и тема пошла в топы, набежали хайпожры, истерички, провокаторы, просто идиоты, и ...
Ученые из Стэнфордского университета спроектировали модель необычной солнечной термопанели, которая является частью комплексного генератора электроэнергии из солнечных лучей. Отличие этой разработки в невиданной доселе эффективности, которая по расчетам в 120 раз превосходит все ...
Было ли у вас такое, что видишь город всего несколько часов, а потом вспоминаешь его всю жизнь как нечто самое красивое и уютное на свете? Я хотел купить жилье в 4 частях света. На западе, на востоке, на севере и на юге. Половина задачи (по северу и западу) выполнена. Теперь я ...
я про пол, а вы что подумали? смотрели с Дашей фильм с очередным психом детективом и там полы отсвечивали великолепным синим, при этом окружающий интерьер не был синим, белый с бежевым. и я решила погуглить, как оно в квартире синий пол - смотрим? первая же картинка привела на статью ...
сегодня в моем расписании было 34 пункта))) по порядку... 5-00 тюбаж номер один мы к нему вчера вечером готовились - я писАла как... для начала, несмотря на рань ранецкую в нас влили желчегонный сбор. потом, стакан минералки с растворенным в ней ...