«Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑилÑма «ЧÑдеÑÐ½Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÐенÑи ШÑгаÑа», Ñеж УÑÑ ÐндеÑÑон, 2023 ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑилÑма «ЧÑдеÑÐ½Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÐенÑи ШÑгаÑа», Ñеж УÑÑ ÐндеÑÑон, 2023](/images/main/chudesnaya-istoriya-genri-shugara-lebed-krisolov-i-yad-skazki-uesa-930378.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/2080911/2080911_800.jpg)
На 80-м Венецианском фестивале был показан короткометражный фильм Уэса Андерсона «Чудесная история Генри Шугара». Меньше чем через месяц картину смогла оценить и широкая публика: фильм появился в библиотеке Netflix, а следом состоялись премьеры трех других короткометражных картин режиссера — «Лебедь», «Крысолов» и «Яд». Все они образуют авторский сборник экранизаций текстов Роальда Даля. Рассказываем, чем на этот раз удивляет главный кудесник Голливуда.
В последние годы Уэс Андерсон разделил аудиторию на два лагеря: первые изрядно утомились стилистикой автора, вторые готовы закрыть глаза на любые недочеты ради пастельных тонов и идеальной симметрии. Новость о выпуске короткометражных лент вселила надежду в тех, кто соскучился по Андерсону времен «Бесподобного мистера Фокса». Ведь короткие истории, так же как и культовый анимационный фильм, являются экранизацией прозы Роальда Даля. Режиссер, к слову, один из самых плодовитых авторов 2023-го: адаптации рассказов — не первая работа Андерсона в этом году. Несколькими месяцами ранее на Каннском фестивале прошла премьера «Города астероидов» — по мнению многих, одной из самых меланхоличных работ мастера.
![«Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса «Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса](/images/main/chudesnaya-istoriya-genri-shugara-lebed-krisolov-i-yad-skazki-uesa-455e2c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/2081133/2081133_800.jpg)
Всё начинается с Генри Шугара (Бенедикт Камбербэтч) — неприлично богатого британца, который одержим идеей приумножить свой капитал. Герой обнаруживает в библиотеке загадочную книгу о тайном знании, которое учит видеть с закрытыми глазами. Вторая короткометражная картина — рассказ о мальчике (Руперт Френд), который подвергается издевательствам хулиганов. Третья знакомит зрителя с крысоловом (Рэйф Файнс). И, наконец, четвертая — история человека (Бенедикт Камбербэтч), который боится пошевелиться, поскольку в его кровати уснула ядовитая змея. Каждая новелла построена в духе театральных постановок, а герои то и дело ломают четвертую стену, добавляя «сказал я», «сказал он». Вокруг — декорации, которые меняются в такт быстрой речи персонажей. Рассказчик маленьких представлений — Файнс, который изображает самого Даля. Актер устроился в уютном кресле, чтобы прокомментировать чувства и поступки героев. Всё вышесказанное создает ощущение, словно на экране ожили страницы одной книги. Андерсон переворачивает листы, пробегается по увлекательным отрывкам и пытается передать литературную магию зрителям. Отсюда быстрый темп повествования: нет времени на любование, когда хочется скорее узнать концовку.
![«Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса «Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса](/images/main/chudesnaya-istoriya-genri-shugara-lebed-krisolov-i-yad-skazki-uesa-750950.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/2081454/2081454_800.jpg)
Андерсон не в первый раз работает с короткой формой. Например, «Бутылочная ракета» родилась из одноименного короткого метра. А «Поезду на Дарджилинг» предшествовал тринадцатиминутный «Отель „Шевалье“». Маленький хронометраж для постановщика — вовсе не помеха. А скорее вызов, ведь нужно успеть емко пересказать историю со своими авторскими приемами и узнаваемым чувством юмора. И всё же, несмотря на богатый опыт, экранизация рассказов Даля выглядит экспериментальным проектом в копилке режиссера. Четыре фильма обрамлены одной интонацией и напоминают серию пьес, которые невозможно представить друг без друга.
Едва ли можно избежать составления рейтинга короткометражных работ Андерсона в порядке возрастания от худшей к лучшей. Сравнивать неразрывно связанные фильмы — дело заведомо спорное. Разумеется, не все части впечатляют должным образом и далеко не каждая застревает в памяти. Но если необходимо присудить пальму первенства, то ее заслуживает наиболее нашумевшая лента. История Генри Шугара действительно чудесная. Неудивительно, что Андерсон предпочел показать венецианской публике именно эту часть квартета. Во-первых, она самая длинная, что немаловажно для раскрытия героев и заявленной темы — человеколюбия и гуманности. Во-вторых, короткий метр представляет собой кинематографическую матрешку: внутри одной истории скрывается другая, а потом еще одна. Многосложный сюжет не мешает зрителю следить за рассказом, а, напротив, полностью приковывает внимание смотрящего.
![«Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса «Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса](/images/main/chudesnaya-istoriya-genri-shugara-lebed-krisolov-i-yad-skazki-uesa-6f48ec.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/2081686/2081686_800.jpg)
Все короткометражные ленты выходили на стриминговом сервисе одна за другой. Может возникнуть закономерный вопрос: почему нельзя было соединить маленькие экранизации и сделать один фильм? Поскольку работы представляют собой адаптации рассказов Даля, то решение разделить истории кажется вполне логичным. «Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд» — сказки, которые читаешь перед сном. Нет необходимости в запойном просмотре. Андерсон дает уроки доброты и раздает волшебство маленькими порциями.
Текст: Гульназ Давлетшина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.