Не наш юбилей

топ 100 блогов vikond6514.11.2025 Не наш юбилей krylya-nad-morem-03.jpg

Ровно 115 лет тому назад, 14 ноября 1910 года, 23-летний американский пилот Юджин Бартон Эли впервые в мире осуществил взлет на колесном "сухопутном" аэроплане с корабельной палубы. И хотя, этот день не отмечается официально, его можно считать днем рождения авианосной (палубной) авиации.

Эли использовал одноместный биплан Curtiss Model D с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом, носивший претенциозное названи Golden Flier. Для взлета на носу легкого крейсера "Бирмингем" соорудили наклонный 25-метровый деревянный помост, на который аэроплан подняли с берега краном.

Эксперимент едва не закончился катастрофой, поскольку оказалось, что стартовый помост — слишком короток. Эли не успел набрать взлетную скорость и после окончания разбега самолет сильно просел, буквально чиркнув об воду колесами и законцовками лопастей винта. Но не затонул, а полетел дальше на высоте всего нескольких сантиметров.

Через какое-то время летчику удалось разогнаться и набрать высоту в десяток метров. На ней он долетел до берега и благополучно приземлился на пляже, выиграв приз в 1000 долларов, назначенный за этот трюк. Тогда же стало ясно, что для облегчения взлета авианосец должен не стоять на месте, а двигаться с максимально возможной скоростью, которая суммируется со скоростью взлетающего аэроплана, тем самым сокращая взлетную дистанцию.

18 января следующего, 1911 года тот же пилот сумел не только взлететь с корабля (на сей раз это был крейсер "Пенсильвания"), но и сесть на него, причем для этого он оборудовал свой аэроплан опускающимся крюком аэрофинишера, который при посадке цеплялся за натянутые над летной палубой тросы, тем самым резко сокращая пробег. Таким образом, он сделал первый в мире специализированный авианосный самолет, однако, это уже другая история.

К сожалению, мы к этой истории имеем весьма отдаленное и косвенное отношение. Ведь, за последующее столетие Россия так и не стала полноценной авианосной державой. Несмотря на натужную постройку в позднесоветский период нескольких авианосцев, из которых на сегодняшний день остался только "инвалид Кузя", знаменитый лишь своими авариями и ожидающий списания, наша палубная авиация, увы и ах, никогда, нигде и никак себя не проявила.

Все-таки, что ни говори, а прав Христа ради юродивый философ Дугин: наша страна — теллурократическая, а не талассократическая и не аэрократическая империя. Авианосцы — материальное выражение диалектического единства талассократии и аэрократии, увы, не наш конек, с чем приходится мириться.

На заставке — крейсер "Бирмингем" с "Голден Флаером".

Не наш юбилей USS_Birmingham_CL2_ely_flight_1910.jpg
Монтаж с помощью подъемного крана взлетного настила на палубе "Бирмингема". Одновременно на нем идет сборка аэроплана.
Не наш юбилей curtissd-1.jpg
Чертеж "Голден Флаера".

Не наш юбилей $_57.jpg
"Голден Флаер" взлетает с наземного аэродрома.

Не наш юбилей First_airplane_takeoff_from_a_warship.jpg
Момент взлета Юджина Эли с "Бирмингема" и он же за штурвалом "Голден Флаера". К сожалению, этот талантливый летчик прожил недолго. Уже в 1911 году он погиб в авиакатастрофе в возрасте всего 24 лет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
RSS самых значимых событий - ...
" На выборах проиграл не я, а Мадуро, который объявил о своей победе , - заявил Каприлес . - Требую уважать венесуэльский народ, который проголосовал за меня. Мы требуем от Национального избирательного совета пересчета голосов " На самом деле, речь не о "пересчете". Учитывая, как ...
9 ...
Чем отличается женщина, хотящая замуж за мужчину по любви, от мужчины, желающего тоже жениться по любви? И нет ли тут дискриминации по гендерному признаку: женщина не может выйти замуж за мужчину, потому что он должен предложить. Шучу :) Для особо смекалистых, уточню, что речь идёт не о ...
Внизу по ссылке много фотографий с бала. А я здесь выложила в основном про платье. Вот фотография, где я себе нравлюсь: Я там за дальним столом сижу. А мальчик с пальцев во рту - Коля. А вот я спиной, зато виден рукав: Это мы танцуем показательный танец. И я лицом: Снова ...