рейтинг блогов

Не наш вертолет

топ 100 блогов vikond6514.09.2019 Не наш вертолет

Ровно 80 лет назад, 14 сентября 1939 года впервые взлетел вертолет "Сикорский" VS-300 - родоначальник огромного семейства всемирно известных американских винтокрылых машин. Его создателю - авиаконструктору Игорю Сикорскому уже исполнилось 50 лет, но он, тряхнув стариной, сам занял место за рычагами и поднялся в воздух, как на заре авиации, когда разработчики аэропланов зачастую были и их испытателями.

Разработкой VS-300 Сикорский занялся по собственной инициативе, просто потому что ему это было интересно. И уже после успешного завершения испытаний аппаратом заинтересовались американские военные. Они профинансировали постройку новой, улучшенной модели, ставшей первым в мире крупносерийным армейским вертолетом.

Возникает вопрос: если бы Сикорский после революции не эмигрировал, а остался в России, то смог бы он войти в историю не только как создатель первого в мире многомоторного самолета, но и как "отец" вертолетостроения? Думаю, что нет, поскольку в СССР авиаконструкторы занимались не тем, что они сами считали нужным и интересным, а лишь тем, что им заказывали "сверху".

А вертолеты в 30-е годы у нас считались бесперспективной тематикой и на их разработку никто заданий не выдавал и денег не выделял. Особенно - после того как в 1936 году была закрыта программа единственного советского довоенного вертолета ЦАГИ 1-ЭА, а его создателей - Черемухина и Изаксона вскоре посадили за "вредительство".

Так что, в СССР у Сикорского вряд ли был бы шанс стать всемирно известным вертолетостроителем. Да и вообще, судьба его, скорее всего, была бы незавидной, ведь в довоенный период практически всем оставшимся в России авиаконструкторам с дореволюционным стажем, либо - с дореволюционным высшим образованием пришлось пережить унизительные допросы в ОГПУ-НКВД, а потом - провести по несколько лет за решеткой. Единственное исключение - Яков Гакккель, но он еще в начале 20-х полностью отошел от авиации, переключившись на разработку тепловозов.

В послевоенный период отношение к конструкторам заметно улучшилось, но все равно они фактически оставались привилегироваными рабами системы. Свободы творчества, передвижения, предпринимательства и многих других свобод у них по-прежнему не было, хотя, в материальном плане они были вполне обеспечены, особенно - на фоне тогдашнего "среднесоветского" жизненного уровня. Впрочем, многих такое положение устраивало.

На заставке - Сикорский в первом полете на VS-300.

Не наш вертолет
В начале 1940 года вертолет был радикально усовершенствован: у него появилась закрытая кабина, изменилась схема шасси, и исчезли горизонтальные рулевые винты, оказавшиеся ненужными. В кабине модернизированного VS-300  - опять Сикорский.

Не наш вертолет
Одна из первых публичных летных демонстраций в 1940 году. VS-300 уверенно держался в воздухе, легко управлялся и развивал скорость до 80 км/ч, что считалось очень высоким показателем для тогдашних винтокрылых машин. Тем более, что на нем стоял относительно маломощный четырехцилиндровый мотор "Франклин" О-200 в 90 л.с.

Не наш вертолет
В 1941 году Сикорский поставил VS-300 на надувные поплавки, получив таким образом первый в мире вертолет-амфмибию. В том же году он установил мировой вертолетный рекорд дальности полета, пролетев за полтора часа 120 километров.

Не наш вертолет
Слева - VS-300 на взлете, справа - он же в техническом музее Генри Форда. Видна силовая установка с ременной передачей от мотора к редуктору, бензобак и автомат перекоса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Искусству ар нуво в Музее модернизма и  современного искусства в Страсбурге (Musée d'Art moderne et contemporain) посвящен отдельный небольшой зал. Немного мебели, два витража, вазы... Все это -  произведения местных эльзасских художников.  Вы не встретите здесь известны ...
Есть отличные фотки, где только начинают работы по восстановлению Тарских ворот Раньше Красина в сторону Таубе была проезжей https://pastvu.com/p/1535354 . Ну и дорога по Спартаковской вела в ворота Вот уже фундамент найден, ворота стоят на подлинном фундаменте 18 века ...
Что, слез нет? А ощущение праздника?.. Вот и у меня тоже. Впрочем, я вообще не очень праздники люблю. А уж день, когда Россия стала независимой от самой себя и праздновать как-то странно. Но приказали праздновать – будем праздновать. Только без алкоголя, за нас его Ельцин выпил… ...
Сюзен Уолтер "Почти мертвы" История о Холли Кендрик, получившей кучу денег и роскошный дом в обмен на сокрытие информации об аварии, в которой погиб ее муж. Неторопливо, большая часть посвящена психологической стороне, а в остальном - пара любопытных поворотов, немного коварства, ...
Как часто вы жалеете об упущенных возможностях?Что бы вы изменили в своей жизни, ...