Не молоко в дефиците, а идеи для критики


Вчера, когда началась новая рабочая неделя у хомячков Навального, в сети появились встревоженные сообщения пользователей о якобы дефиците в молочных и мясных отделах магазинов. Но так ли это в действительности?
Началось все со вброса информации через раскрученный блог. Суть поста такова, что в сети магазинов Metro уже дефицит. Но нигде не было упомянуто при этом, что этот гипермаркет – место мелкооптовой торговли, и когда замаячили санкции, не количество товара снизилось, а просто сильно подскочил спрос. К тому же, у людей в запасе были выходные.

В еще большую лужу сели недоблогеры, разместившие фото из «Зеленого перекрестка». Там оказалось всего-то, что витрины-холодильники сломались, а не товар кончился. И не лень же кому-то поджидать, пока полки опустеют, чтобы сделать подходящий интерактивному работодателю снимок!


Но страшилки про дефицит – не единственное направление истерического бреда. Людям в России уже многое приходилось терпеть, и на слово они верят, только когда им говорят: цены вырастут, станет еще хуже. Видимо, на это и рассчитывали те, кто разместил информацию о том, что «Русское море» двукратно увеличило цены на лосось. А вот официальное опровержение этой жестокой бессмыслицы уже потребовало ряда доказательств.
Ну а пока безработные хомячки-шопоголики маются дурью в Москве, «на земле», в регионах ничего не меняется. Один из пользователей не поленился сфотографировать полки в провинциальном «Магните».






Как видите, товар свежий, его много. Даже цены снизились! Пародокс? Нет, экономия на масштабе.
Когда запрещается, к примеру, ввоз заграничных товаров, увеличиваются объемы закупок местных. Соответственно, торговая сеть может добиться меньшей отпускной цены у производителя. Если маржу ритейлер сохраняет прежнюю, то и итоговая стоимость продукта для потребителя снижается. И это выгоднее, чем иметь дефицит на полках – торговые площади стоят немалых денег, и они должны работать на полную мощность.
Если представить более подробную экономическую выкладку, то получается следующее. Раньше магазин закупал молоко у 10 производителей – N литров. Сейчас магазин закупает столько же – N литров молока, просто у российских производителей. Доля каждого из них, соответственно, выросла.
Теперь получается, что на каждого производителя приходится не 0,1N литров в поставку, а 0,15N литров. Соответственно, из-за увеличения объема, цена поставки снижается. Магазин получает более выгодные условия.
Вот и получается, что в плюсе оказываются все – и российские производители, которые увеличивают свои мощности и развивают бизнес, и магазины, которые продолжают зарабатывать, покупая товар внутри страны. А главное – хорошо потребителю, который получает более свежий, а зачастую – и более качественный – товар.
|
</> |